По поводу вчерашних разговоров.
Привожу фото типичного "доброго дедушки"...
, жаль, что маленькая - и покрупнее не нашел:
(Фото из архивов РАН)
Потемкин Владимир Петрович
Дата рождения: 07.10.1877
Дата смерти: 23.02.1946
Место рождения: Тверь
Место смерти: Москва
Специальность: Историк, дипломат, До и во время революции был буржуазным профессором истории Он же - в молодости. Человек абсолютно либеральных убеждений.... в Революцию попал вроде как по мобилизации, в возрасте 45 лет.
Потемкин Владимир Петрович (7.10.1874, Тверь - 23.2.1946, Москва), дипломат, академик АН СССР (1943), действительный член Академии педагогических наук (1943), дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1946). Сын врача. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета (1898). С 1900 преподавал в школах в Москве и Екатеринославе. В 1903 примкнул к революционному движению. С нояб. 19)7 член коллегии школьной политики и зав. отделом Наркомата просвещения РСФСР. В 1919 вступил в РКП(6). В мае-сент. 1919 нач. политотдела Южного фронта, с янв. 1920 - Юго-Западного фронта. Затем командовал особым отрядом, член Реввоенсовета 6-й армии. С 1922 - на дипломатической работе. В 1929-32 полпред в Греции, в 1932-34 - в Италии, в 1934-37 - во Франции. ( Вообще, послужной список Владимира Петровича на дипломатической работе очень интересен. Потёмкин все время находился в районе Средиземного моря. Есть основания полагать, что он был резидентом личной разведки Сталина в районе Средиземноморья. Такая разведка действительно существовала, но была так строго законспирирована, что о деятельности ее до сих пор известно очень немногое. Кстати, именно Потёмкин «присматривал» за Троцким после его высылки из СССР, а затем за его сыном Львом Седовым во Франции.). В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1937-40 1-й зам. наркома иностранных дел СССР. С 1939 член ЦК ВКП(б). В сент. 1939 вручил польскому послу в Москве ноту, в которой объявлялось о вводе советских войск на территорию его страны под предлогом, что "польское государство и его правительство перестали существовать".
Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договоры, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, Советское правительство не может больше нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, оставались беззащитными.
Нота Правительства СССР, врученная послу Польши в СССР В. Гжибовскому С 1940 нарком просвещения РСФСР. Во время Великой Отечественной войны член группы внештатных лекторов при Главном политическом управлении РККА. Создатель и первый президент (с 1943) Академии педагогических наук СССР. Был главным редактором "Истории дипломатии" (т. 1-3. М., 1941-45). Автор работ по истории международных отношений, истории Франции, Парижской коммуны, английского рабочего движения. Прах погребен в Кремлевской стене. (БСЭ)
......
С ноября 1917 года он член коллегии школьной политики и заведующий отделом Наркомата просвещения РСФСР. Там Владимир Петрович принимает самое активное участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе, а в июле 1918 года председательствует на I Всероссийском съезде учителей. Вообще организация съездов была тогда его главным занятием. Сейчас это трудно себе даже представить, но в 1918 – 1919 годах в разгар гражданской войны под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образования, сыгравших важную роль в строительстве новой школы.
Сегодня, когда мы столь много сетуем на неграмотность и невежество молодежи в родном языке и литературе, в науке и культуре, удивительный пример решения этих проблем можно найти в истории Великой Отечественной войны. Тогда страна, в среднем тратившая в сутки 388 млн рублей на военные расходы, платившая союзникам за поставки вооружения и тушенки-сгущенки по ленд-лизу золотыми слитками с колымских приисков, выделила немалые средства на введение в школах раздельного обучения для девочек и мальчиков, на единую форменную одежду для школьников.Были и другие новшества - экзамены с 7-го класса, новые учебники и предметы - логика, психология… (учительская газета)
..............Совсем не случайно в 1940 г. на пост наркома просвещения РСФСР переходит прославленный 66-летний дипломат, первый заместитель наркома иностранных дел, Владимир Петрович Потемкин, на рубеже веков начинавший свой трудовой путь как педагог. Выходец из дворянской семьи, Владимир Петрович исповедовал взгляды «кающихся дворян», созидательных народников, считавших долгом загладить вину своих предков-крепостников за безграмотность и бесправие крестьян.
В молодости, по окончании историко-филологического факультета Московского университета, где изучал редчайшую науку, гебраистику (древнееврейский язык и культуру), он преподавал и в классической гимназии, в реальном техническом училище, в институте благородных девиц. Но параллельно читал просветительские лекции тем, кому вход в эти заведения был заказан. За свободомыслие посидел в Бутырской тюрьме. В 1909 г. «неисправившегося педагога» лишили права преподавать.
В 1919 г. он, сорокапятилетний, как член коллегии Народного комиссариата просвещения, участвует в создании программы единой трудовой советской школы для всех сословий.
15 ноября 1941 года, когда враг стремительно приближается к столице, а Геббельс по радио извещает мир о скором торжественном вступлении в Москву германского воина-победителя, нарком просвещения издает совершенно удивительный документ, казалось бы, несвоевременный до нелепости. Директива «О сборе материалов Великой Отечественной войны» демонстрировала твердую уверенность наркома в разгроме захватчиков. Кто-то из музейщиков, может быть, и обвинил наркома в сумасшествии, но все, подчиняясь железной дисциплине военного времени, поспешили, оповестив школы, начать вместе с учителями и школьниками поиск экспонатов для музеев - писем с фронта и фотографий воюющих и погибших земляков, плакаты, киноафиши, вырезки из местных газет о трудовых подвигах. А в прифронтовых областях - свидетельства варварских бомбардировок и артобстрелов - осколки мин и бомб, гильзы, фашистские листовки… Этой инициативой Наркомат просвещения положил начало сбору материалов по истории еще идущей Великой Отечественной войны, в конечном исходе которой, стало быть, нисколько не сомневаясь. Именно наркомат просвещения курировал все учреждения образования и культуры РСФСР. А эти учреждения были во всех населенных пунктах страны, даже в тех, где не было подразделений НКВД. Это была идеальная сеть для сбора достоверной независимой информации, необходимой Сталину для создания всеобъемлющего контроля в стране, в том числе и за НКВД. Кто бы мог догадаться, что такое подразделение есть в наркомате просвещения! Вскоре после Великой Отечественной войны Потемкин сделал попытку восстановить хотя бы неполное классическое образование в нескольких средних школах. Были изданы учебники латинского языка для восьмых – десятых классов и осуществлены учебные издания римских классиков, однако после смерти Владимира Петровича это дело застопорилось.Кроме того, именно Потёмкин создал после окончания войны специализированные школы с преподаванием на английском, немецком и французском языках.
...............................
Ну и так далее - об этом человеке-загадке...
...Личном друге Муссолини ..........На фото :Муссолини и Потемкин подписывают Договор о ненапатении. Плаццо Венециа 1933 год
.....личном друге Генерале от военной разведки и дипломате графе Игнатьеве (Предложение о создании Кадетского Корпуса в СССР лоббировал Граф Игнатьев в письме к Сталину в 1943 году, не трудно догадаться, какую роль в сочинении сего текста играл Потемкин - как педагог)...
... много чего еще такого, разговор о чем может конкретно снести крышу читателю...