Продолжаю рассказ об устройстве легендарной 305-мм башенной 30-ой береговой батарее крепости Севастополь. В рамках проекта
"Весь Крым 2016" мы попробовали попасть на этот объект в качестве туристов, но эта попытка была бескомпромиссно пресечена в зародыше. По прежнему познакомиться с этим уникальным объектом фортификационного наследия нам помогают ценнейшие фотографии, сделанные еще в 2005 году. В предыдущих постах я рассказал о том, как выглядит снаружи
огневая позиция батареи и ее броневые башенные трехорудийные установки МБ-3-12 ФМ, а так же
как устроены башни изнутри. Тема 30-ой батареи раскрывается постепенно в нескольких постах и ее интересно переплетать с рассказом о
305-мм Ворошиловской батарее на острове Русский для сравнения. Ведь на той и на другой стоят орудийные башни еще царского линкора "Полтава", правда построены батареи были в разное время.
Теперь пройдем в орудийный блок и осмотрим его.
Спустившись с огневой позиции, мы с вами оказываемся перед входом в орудийный блок через левый сквозник (69). Здесь и далее я буду давать номера помещений по нижеприведенной схеме 1932 года.
Одноэтажный орудийный блок батареи длиной около 130 м и шириной 50 м имел в горжевой части два входа с броневыми дверьми и тамбур-шлюзами, защищенных коленчатыми сквозниками.
Все казематы орудийного блока имели сводчатые покрытия из монолитного железобетона толщиной от 3 до 4 м с жестким противооткольным слоем из стальных швеллеров №30 и изолирующей прослойкой из асфальтобетона.
Вход через левый сквозник на момент моего посещения батареи использовался как основной. На фотографии хорошо видны двутавры для крепления маскировки и монорельс для подачи боеприпасов в орудийный блок. Так же хорошо заметны следы послевоенного ремонта и перестройки некоторых частей портала сквозника...
Как я уже отмечал в экскурсии по орудийному блоку нам поможет вот эта схема с экспликацией. Ссылки на помещения я буду давать ввиде номеров в круглых скобках. Надо понимать, что это схема батареи 1932 года. При послевоенном восстановлении планировка была частично изменена в сторону как увеличения диаметра башенных колодцев, так и превращения ряда вспомогательных помещений в погреба. Ведь теперь в каждой башне было установлено не два, а уже три орудия.
Оставим пока в покое левый сквозник и пройдем вдоль тылового фасада орудийного блока к правому сквознику. Дойдем до него и оглянемся назад по военной улице батареи. Обратите внимание на бруствер с левой стороны улицы. Это не отбойник на шоссе. Такая форма была специально придана каменной подпорной стенке для целей обороны тыла батареи. Забетонированный провал грунта вполне мог быть на месте плохо засыпанной воронки времен войны.
Мы стоим перед порталом правого сквозника (70). Он так же претерпел послевоенное переустройство. Была забетонирована цитата Сталина, но, зато, сохранился фрагмент оригинального карниза. Здесь так же хорошо видна конструкция из двутавров для маскировки и монорельс для подачи боеприпасов.
Перед фасадом сквозника после войны был воздвигнут памятник командиру батареи майору Г.А.Александеру. Рядом со стелой 305-мм снаряды: три практических ядра сталистого чугуна и один какой-то допотопной конфигурации. Слева сзади самый крупный снаряд похож на 365-мм бронебойный - главный калибр так и не построенных линейных крейсеров типа "Измаил". Говорят, батарея с железнодорожными установками такого калибра после войны базировалась под Севастополем.
Зайдем в сквозник через левый проход. Видите этот заложенный стальными швеллерами проем. Знаете зачем он? Через него можно перемещать внутрь помещений орудийного блока крупногабаритные агрегаты, например, дизельгенераторы. За этим проемом помещение (4) прохода в силовую станцию и камеры воздушных фильтров. Кстати, по первоначальному, еще дореволюционному, проекту помещение фильтров (тогда потерна) имело в горжевой стене амбразуры для стрелкового оружия в целях самообороны. При достройке батареи эту стену сделали глухой, а при восстановлении и вовсе спрятали под обваловкой.
Для того чтобы проникнуть в орудийный блок возвращаемся к левому сквознику
Заходим в него через левый проем. Здесь картинка зеркальная. Не видно только ревуна. Мощная бронедверь также послевоенная, а вот дверная коробка оригинальная
Проходим внутрь орудийного блока через небольшой тамбур и попадаем в коридор. Для сообщений между помещениями блока внутри него проходил продольный коридор длиной около 100 м и шириной чуть больше 2 метров. В блоке находились колодцы орудийных установок, снарядные и зарядные погреба, местный центральный пост с резервной группой приборов управления стрельбой, силовая станция, котельная, компрессорные и насосная станции, фильтровентиляционное оборудование, жилые и служебные помещения для личного состава. Под полом помещений располагались емкости для запасов топлива, масла и воды и проходили инженерные коммуникации. Общая площадь помещений орудийного блока батареи составляла около 3000 м2. На фотографии представлен вид вдоль коридора я левого фланга на правый. Хорошо видно, что бронедвери различных помещений имеют различную конструкцию. Некоторые из них оригинальные с клепкой, некоторые послевоенные. Примечательно, что на ряде оригинальных дверей есть пулевые пробоины: следы последних дней обороны батареи. Справа на специальных кронштейнах уложены монорельсы для подачи снарядов в погреба. Только я не вижу куда их крепить.
Оригинальная дверь в открытом положении утопленная в специальную нишу. Хорошо видны крюки для ее фиксации в закрытом состоянии
Заходим в котельную (11). Она находится на своем изначальном месте с момента постройки батареи. После войны здесь были установлены паровые вертикально-водотрубно-газотрубные котлы конструкции инженера Добрина Н.Г. типа ВГД-16/8. Как я понял, питались они мазутом и имели производительность до 1 тонны пара в час каждый.
Помещение компрессоров для воздуха высокого давления. расположено предположительно в помещении под номером 30
После войны система хранения боеприпасов в погребах была усовершенствования в сторону более компактного хранения. от простой штабелевки снарядов отказались и разместили их на стеллажах. Снаряды каждой башни теперь хранились в двух снарядных погребах, уложенные в пять рядов на полках механизированных стеллажей. Левый погреб «питал» левое орудие башни, а правый – среднее и правое. В каждом погребе находилось по шесть таких стеллажей, каждый из них имел свой подъемный лоток с ручным приводом. Вот так выглядит один из снарядных погребов: стеллажи для хранения снарядов, подачные механизмы с розмахами.
Вот так выглядит процесс транспортировки и подачи снаряда из погреба в подбашенное помещение. Привод возможен и от электромоторов и вручную
С помощью лотков снаряды опускали с полок, а затем подавали по системе рольгангов или при помощи захватов в перегрузочное отделение на кольцевой вращающейся стол (желоб).
Относительно малая глубина колодцев в бетонном массиве батареи, рассчитанных на береговые башенные установки «МБ-2-12» (с расположением снарядных и зарядных погребов на одном уровне), не позволяла установить в них бывшие корабельные установки без кардинальных переделок их нижних частей, которые существенно изменили устройство механизмов подачи боезапаса к орудиям. Коническую часть подачных труб корабельных башенных установок пришлось обрезать вместе с оборудованием для подъема нижних зарядников, а бывшее перегрузочное отделение переделать так, чтобы загрузку боезапаса можно было производить непосредственно в верхние зарядники. Через вот такие зарешеченные створки попадаем в подбашенное помещение. тут уже все вращается и при боевой работе если сунутся в этот проход тебя может раздавить между вращающейся частью установки и неподвижной. Поэтому, когда производится поворот башни звучит звонок.
Таким образом, корабельные артиллерийские установки стали ниже на целых два «этажа», соответствующих расположению корабельных зарядных и снарядных погребов. Столь кардинально переделанные артиллерийские системы получили новое обозначение МБ-3-12ФМ. Не помню что это такое, но похоже на подачные пути снарядов по рольгангу из погреба в перегрузочное отделение
Мы внутри подбашенного помещения. При боевой работе происходило независимое вращение двух конструкций: самой башни с перегрузочным отделением и зарядниками и кольцевого вращающегося желоба внутри перегрузочного отделения. Когда при этом стоишь внутри перегрузочного отделения немного теряешь ориентировку в пространстве. Получается как бы тройная карусель и создается иллюзия что вращается неподвижный башенный стакан. Такая сложная конструкция требовалась для того, чтобы при любом горизонтальном угле наведения башни синхронизировать подачные отверстия в неподвижной части подбашенного стакана по которым подавались боеприпасы из погребов с отверстиями в корпусе перегрузочного отделения и положением вращающихся вместе с башней зарядников. Кольцевой вращающийся желоб для транспортировки снарядов в перегрузочном отделении представляет собой жесткое стальное кольцо, вращающееся внутри перегрузочного отделения (независимо от него) вокруг трех шахт зарядников. Полузаряды подавали из пороховых погребов через три специальных шлюза (огнезащитных турникета) и укладывали на желоб вручную. Снаряды выкатывались из подачных окон и так же попадали на кольцевой желоб перегрузочного отделения. Желоб доворачивался на определенный угол и боеприпасы с помощью системы поворотных и продольных лотков и столов передвигались к питателям зарядников и сбрасывались в них. Для загрузки в зарядник полузарядов имелись поворотные двухъярусные лотки и механические досылатели. Все механизмы работали как на электроприводе (по 17 двигателей на башню), так и вручную. После загрузки в зарядники боеприпасы по команде мгновенно отправлялись наверх к орудиям для очередного выстрела. Вся эта система имела много бронзовых деталей. Бронза мягкий металл и не высекает искру. Тем не менее, за время после развала СССР многие бронзовые детали (стопара) свинчены военнослужащими и сданы в утиль. Вот из этого проема снаряды попадали в перегрузочное отделение, чтобы затем быть перемещенными в один из трех зарядников и отправиться наверх к орудиям. Хорошо видны кольцевой вращающийся лоток со стопорами, перегрузочный стол и поворотный лоток для перемещения снарядов к зарядникам
На этом фото виден путь снарядов в перегрузочном отделении от рольганга подачного окна через кольцевой лоток, поворотный лоток до попадания в питатель зарядника. Все детали оригинального дореволюционного изготовления, в том числе классическая переговорная труба для подачи команд. Зарядник был единый для двух полузарядов и снаряда, который располагался в его нижней части. Как происходил процесс заряжания орудия в башне хорошо видно на фото в предыдущем репортаже
Подачное окно для полузарядов, кольцевой погон и двухярусный поворотный лоток для транспортировки полузарядов к питателю зарядника. Подачное окно перегрузочного отделения не синхронизировано с путями подачи полузарядов из соответствующего погреба, т.к. башня находится в процессе поворота. Виден растесанный (?) бетон башенного стакана.
Выходим из перегрузочного отделения второй башни и описав приличный крюк отправляемся к башне под номером один. Зайдя в коридор по направлению к ней сворачиваем в первое помещение направо и оказываемся в Местном центральном посте ПУАО (27). ПУАО - пост управления артиллерийским огнем. По своей сути он выполнял функции запасного командного пункта. Если по какой-то причине команды на ведения огня с командного пункта переставали поступать, то управлять огнем батареи можно было с этого поста из маленькой комнаты в которой с трудом могут развернуться два человека. Если приборы централизованного управления огнем и здесь выходили из строя, каждая башня могла вести огонь автономно, пользуясь своими простейшими приборами. Система управления огнем тяжелых береговых батарей Советского Союза до Великой Отечественной войны была не просто сложна, она была архисложна и базировалась все на тех же горизонтальнобазных дальномерах. На британских береговых батареях все было несколько проще - по морскому (но лучше ли?), а советская автоматика управления огнем после захвата 30-ой батареи осталась так и не понятна сумрачному германскому гению, собственно как и конструкция орудий авторам Денкшрифта. Подробно о довоенных приборах управления стрельбой "Баррикада" можно прочитать в книге Ворошиловская батарея... (см. список лит-ры в конце). Здесь я ограничусь лишь кратким описанием. При послевоенном восстановлении батареи место прежней системы управления стрельбой типа «Баррикада» (приборы и кабельные трассы которой были демонтированы немцами) батарея получила опытный образец новейшей системы «Берег-30». Основными отличиями ее были отсутствие горизонтальнобазного дальномера, работающего от сети целеуказательных постов (после появления радиолокационных средств необходимость в нем отпала); наличие более совершенных центрального автомата стрельбы (прибор «1-Б») и трансформатора азимута и дистанции (прибор «77»). Кроме того, имелся резервный автомат стрельбы (прибор «1-Р»). Целеуказание в систему поступало от располагавшегося в боевой рубке визира «ВБК-2» (экспериментальный образец) с тремя независимыми оптическими системами для командира батареи и наводчиков по азимуту цели и всплеска, бронированной дальномерной рубки «РД-2-8» с двумя 8-метровыми стереодальномерами «ДМС-8» и радиолокационных станции орудийной наводки «Залп-Б» и станции обнаружения «Шкот». Для ночной стрельбы использовались две теплопеленгаторные станции. Возможности системы управления стрельбой позволяли батарее уверенно поражать видимые и невидимые цели, движущиеся со скоростью до 60 узлов. Когда заходишь в центральный пост ПУАО то слева рядом с дверным проемом видишь прибор 108М (?). Судя по всему он подает напряжение 110 В на приборы управления огнем обеих башен. Номенклатура приборов частично совпадает с ПУС "Баррикада"
На соседней стенке самый интересный прибор под номером 1-Р, которого не было в ПУС "Баррикада". Он включен. Это тот самый резервный автомат стрельбы из состава ПУС "Берег-30". Обратите внимание на его компактность.
Здесь в упрощенном виде продублированы основные функции приборов центрального поста и командного пункта батареи на случай потери связи с последним. Если в прицелы башен можно было наблюдать цель, то командир одной из башен мог управлять огнем батареи. В этом случае все линии кабелей ПУС, идущие на КП переключались на местный центральный пост. Данный прибор позволяет вырабатывать правильные прицел и целик (вертикальный и горизонтальный углы наведения) в зависимости от дальности до цели и ее курса с учетом ВИР (величины изменения расстояния). Необходимая информация могла поступать как от какого-то внешнего источника, так и от одной из башен, которая, видя цель, могла "вести" за собой по азимуту вторую башню. Вероятно, в случае выхода из строя основных автоматов стрельбы на КП, можно было использовать данные полученный с его приборов наблюдения. Информация в приборе 1-Р отображалась как на циферблатах, так и в графическом варианте.
Рядом с телефонными аппаратами еще один блок приборов управления стрельбой.
Вверху расположен ряд ревунов и звонков подающих сигналы при различных ситуациях боевой работы. Ниже расположены приборы ПУС 69 для первой и второй башен (69Б-1 и 69Б-2) выдающих информацию о состоянии орудий. Справа неизвестный мне прибор 69П-4
Слева, судя по виду переключателей, прибор 63М подающий сигналы для расчетов башен и погребов. Справа прибор 60М контроля подающихся сигналов. Внизу еще какой-то щиток, номер не разглядеть
В углу поста под потолком размещен планшет на котором можно видеть дальность стрельбы батареи двумя типами боеприпасов и ее сектора обстрела при работе по морским целям
Осмотрев местный центральный пост, отправляемся в расположенное неподалеку помещение силовой станции (14). До войны здесь стояли два дизельгенератора 6БК-43 мощностью по 370кВт и два электромашинных преобразователя напряжения. Интересен был их принцип действия. Электромоторы крутили генераторы которые вырабатывали постоянный электрический ток требуемого напряжения. Увеличившееся по сравнению с довоенным энергопотребление батареи заставило провести реконструкцию ее силового оборудования. В силовой станции орудийного блока были установлены три новых дизеля «6Ч23/30» горьковского завода «Двигатель Революции» мощностью по 450 л.с. с генераторами трехфазного переменного тока мощностью по 320 кВт. (для управления дизелями были даже предусмотрены машинные телеграфы корабельного типа). Башенные электроприводы, работавшие на постоянном токе, снабжались энергией от трех электромашинных преобразователей мощностью по 160 кВт. Отдельные преобразователи вырабатывали энергию для приборов управления стрельбой и средств связи. На фото хорошо видны распооженные в ряд дизельгенераторы
Два из них укрупненно с уходящими в дымовую камеру выхлопными трубами
Вторая часть помещения занята щитовой и электромашинными преобразователями напряжения
Впечатляет? С 1954 года здесь ничего не менялось и почти все работает
Выходим из силовой станции и по главному коридору отправляемся на правый фланг орудийного блока. Обратите внимание на оригинальную дверь слева и баки для воды под потолком. именно из этих баков вода в случае необходимости заливает погреба боезапаса.
Помещение 24, если я не ошибся, сейчас превращено в туалет для личного состава. Когда-то здесь был кубрик. К сожалению, это почти все фото (за исключением музея) которые у меня сохранились по орудийному блоку. А ведь я в деталях снимал уникальный работающий эрлифт для подъема воды из скважины с глубины 120 метров, спуск по колодцу в потерну ведущую к командному пункту и прочие вкусности...
https://zen.yandex.r…c938a145a?