Штурмовик Ил-2 летчика В.М. Скопинцева - советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.
Штурмовик Ил-2 летчика В.М. Скопинцева - советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории, всего их было выпущено 36 тысяч штук. Фашисты называли Ил-2 "черной смертью", а конструкторы - "летающим танком". Эту легендарную машину в отличном состоянии мы могли наблюдать в небе над Жуковским на прошедшем нынешним летом авиасалоне МАКС-2017.
2. Самолет имеет бронированный корпус, защищающий летчика и основные агрегаты самолета от огня стрелкового оружия с земли. Вооружение штурмовика состоит из 400 кг авиабомб, четырех реактивных снарядов, двух пушек и трех пулеметов, один из которых расположен в кабине стрелка и защищает самолет от атак истребителей.
3. На этой машине летчик Валентин Скопинцев из 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота в ноябре 1943 года вылетел на уничтожение вражеского аэродрома в Мурманской области. При подлете цели штурмовики были обстреляны вражеской зенитной артиллерией, и 20-мм снаряд попал в генератор самолета Скопинцева, выведя из строя вооружение и часть бортсистем.
4. Скопинцев попытался вернуть небоеспособный самолет на свой аэродром, однако был сразу атакован "Мессером" и получил еще 46 попаданий в крыло, повредивших систему управления самолетом. Стрелок-краснофлотец Гуменной смог отбить атаку истребителя, но пришлось срочно сажать поврежденный самолет на лед озера Кривое, где тот вскоре затонул.
5. Летчик донес раненого стрелка до своего аэродрома и они продолжили свой боевой путь, совершив 56 боевых вылетов. В.М. Скопинцев был награжден орденом Нахимова II степени.
6. Спустя 70 лет Фонд "крылатая память Победы" и Музей техники Вадима Задорожного совместно с сыном и дочерью летчика организовали поисковые работы, смогли не только найти, но и поднять самолет со дна озера.
7. Реставрационные работы проводились фондом в мастерских ООО "Авиареставрация" и ФГУП СибНИА им. Чаплыгина при финансовой поддержке со стороны Вадима Задорожного.
8.Также помощь оказали "Объединенная авиастроительная корпорация", "Объединенная судостроительная корпорация", компании "Новапорт" и "ГК Спецтяжавтотранс".
9. Работы по восстановлению машины заняли четыре года.
10. В самолете удалось сохранить 65% оригинальных элементов конструкции, что является выдающимся результатом для боевого самолета, пролежавшего 70 лет на дне озера.
11.В июне 2017 года самолет прошел летные испытания и получил свидетельство лётной годности.
12. Кроме того, Ил-2 Скопинцева вошел в состав Национальной коллекции летающих исторических самолетов Фонда "Крылатая память Победы".