АВИАЦИЯ и иные...
13,468,473 34,197
 

  Внимательный ( Слушатель )
15 дек 2017 13:33:35

"Сияние" над базами НАТО в Европе: как вертолет Ми-26 учился летать

новая дискуссия Дискуссия  156

Об истории создания самого грузоподъемного вертолета в мире и о первом публичном показе на французском авиасалоне Ле-Бурже ТАСС рассказал Герой Советского Союза летчик-испытатель Гурген Карапетян


Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 во время репетиции авиашоу в рамках международного конкурса "Авиадартс-2016"

40 лет назад экипаж под командованием Гургена Карапетяна, ведущего летчика-испытателя Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля (входит в холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех"), впервые поднял в воздух тяжелый вертолет Ми-26, по кодификации НАТО — Halo ("Сияние").


Он является самым крупным и наиболее грузоподъемным в мире из числа серийно выпускающихся вертолетов. Создавался для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. Машина эксплуатируется как гражданскими, так и военными: состоит на вооружении армейской авиации Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, используется авиаотрядами МЧС и Росгвардией. По состоянию на декабрь 2017 года на вооружении российской армии стоят порядка 40 экземпляров Ми-26. В 2016 году поступил еще один в "арктическом" исполнении. В этом году Минобороны РФ получило два вертолета новой постройки.

Выше и тяжелее
К началу 1970-х годов в СССР возникла необходимость перевозки крупногабаритных грузов (в частности, новых образцов военной техники) массой 15–20 тонн на расстояния 500–800 километров. Транспортные вертолеты Ми-6 и Ми-10 с этой задачей не справлялись, а задействовать для ее решения сверхгрузоподъемные Ми-12 было нерационально.

Задание на проектирование нового поколения тяжелых вертолетов получил вертолетный завод имени Миля. Проект разрабатывался под руководством главного конструктора Геннадия Смирнова. Летчик-испытатель ОКБ Миля Герой Советского Союза Гурген Карапетян вспоминает, что создание Ми-26 "в основном было вызвано требованием военных и тем, что номенклатура грузов (вооружения) стала больше по массе". Также машина разрабатывалась с учетом западных требований.

Ми-26 — это был полностью новый проект вертолета. Ни одной детали с точки зрения унификации с вертолета Ми-6 на Ми-26 не было. Машина разрабатывалась по-новому, с учетом западных требований, потому что предполагалось, что Ми-26 пойдет на Запад. Так и получилось. И тактико-технические требования на машину: дальность нужно было обеспечить 500 километров, а обеспечили 800 — за счет новых конструктивных решений, материалов, технологий и так далее Гурген Карапетян летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза
Первоначально создатели машины планировали использовать продольную двухвинтовую компоновку (как у советского вертолета Як-24 и американского Boeing CH-47 Chinook), но в процессе проектирования было решено отказаться от нее в пользу классической одновинтовой схемы.


Установка купола на кафедральный собор Cвятого Николая Чудотворца в Петропавловске-Камчатском, 2007 год


Это позволило значительно снизить массу летательного аппарата. Также ради уменьшения массы вертолета было решено использовать для втулок несущего винта титановый сплав, а лопасти рулевого винта целиком выполнить из стеклопластика (у Ми-6 они были деревянными). Воздухозаборники прикрыли пылезащитными устройствами, чтобы вертолет можно было использовать на пыльных площадках, почти не снижая ресурса двигателей. По сравнению с Ми-6 была улучшена механизация погрузочно-разгрузочных работ: появились две электролебедки, а также элементы управления гидравликой грузового трапа снаружи фюзеляжа.
В 1971–1972 годах проект Ми-26 ("изделие 90") под два новых турбовальных двигателя Д-136 был одобрен научно-техническим советом Минавиапрома СССР, специалистами профильных институтов и Минобороны. Макет Ми-26 построили в 1972 году, через три года он был принят государственной комиссией. "Откровенно говоря, в эту машину в Министерстве авиационной промышленности СССР не верили, а заказчики верили", — признается летчик-испытатель.
14 декабря 1977 года летный прототип совершил первый пятиминутный полет (висение). Карапетян поднял вертолет в составе экипажа из пяти человек. "К сожалению, так получилось, что от того экипажа уже никого в живых нет, все умерли", — рассказывает он. "Была ясная морозная погода, около 18 градусов ниже нуля. Как обычно, провели предварительную подготовку. Запустились, вырулили на определенное место для взлета. Получили разрешение. Поднялись на высоту сначала полметра, метр и потом на высоте пять метров повисели пять минут", — вспоминает летчик.

Развернуть
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26
© Борис Корзин/ТАСС

В период с мая 1979 года по август 1980-го Ми-26 прошел государственные испытания и получил рекомендацию для принятие на вооружение Советской армии.
А первый вылет — перелет с площадки Панки от сборочного цеха завода Миля на аэродром Люберцы. Это произошло 21 февраля 1978 года. И заключительный полет по программе государственных испытаний мы сделали в августе 1980 года. То есть, получается, меньше чем за три года машина прошла полный цикл госиспытаний. Такого в Министерстве авиационной промышленности ни с одним летательным аппаратом не было. Испытания обычно так — пять-семь лет как минимум Гурген Карапетян летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза
Серийное производство машины было развернуто на Ростовском вертолетном заводе (ныне — ПАО "Роствертол"), первый серийный экземпляр вышел из цеха 4 октября 1980 года.

Развернуть
Вертолет Ми-26 (на первом плане) и вертолеты Ка-52 на военном аэродроме Кубинка
© Валерий Шарифулин/ТАСС

Ми-26 был построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом; двумя газотурбинными двигателями Д-136 (мощностью 10 000 лошадиных сил каждый, производства Запорожского машиностроительного завода, ныне — АО "Мотор Сич", Украина), расположенными рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах; трехопорным шасси и убирающейся хвостовой опорой.
Конструкция была выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. Кабина экипажа размещена в носовой части фюзеляжа полумонококовой конструкции, за ней — отдельная кабина на четырех пассажиров и багажный отсек.


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4809921
  • +0.21 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!