Численность граждан России, считающих, что русскому народу принадлежит великое всемирно историческое значение, достигло максимума за всю историю социологических исследований по этому вопросу***
В апреле 1992 года так думающих людей было всего 18%, а из оставшихся, если бы их расспросили поподробнее, половина бы вам сказала, что такое значение конечно есть, но только сугубо отрицательное. В связи с некоторым национальным возрождением все 2000-е и первую половину 2000-х уровень верящих в особое призвание русских находилось на уровне 57%. И вот в 2017 году достигнут исторический максимум – 64% опрошенных «Левада-центром» утверждают: «Русские – великий народ, имеющий особое значение в мировой истории». И, полагаю, это только начало – за ближайшие годы эти социологические показатели выйдут на уровень 83% - именно столько опрошенных гордится, что живет в России.
Внешняя причина такого роста уровня национального самосознания вполне очевидна. Мы наблюдаем Россию, которая, несмотря на санкции и ожесточенные атаки со стороны мирового гегемона, не только успешно выживает и даже смогла совершить впечатляющий аграрный рывок, не только возвращает себе свои исторические земли, защищает своих союзников, но и меняет прочность положения самого мирового гегемона.
Когда весь мир одержим паранойей касательно «подделки русскими хакерами американских выборов», когда то в одной стране Европы, то в другой, отличные результаты получают партии, высказывающиеся в поддержку сближения с Россией, трудно отделаться от ощущения, что Россия не просто возвращается в статус великой державы, но снова становится одним из полюсов мировой системы. Причем смысл этого полюса выглядит вполне ясным – это защита нормального христианского взгляда на человека против безумия феминизма, толерантности и политкорректности. Это нормальность традиции против микса из безумной архаики и ксенофутуризма.
Те, кто еще не так давно заявлял о «конце истории», связанном именно с геополитическим крахом России, переживают, должно быть, сильное удивление. Не только история возобновилась, но и Россия возвращается в ней на своё законное место.
Но гораздо важнее внешнего аспекта этой русской геополитической реставрации – восстановление нашего собственного национального и цивилизационного самосознания. В течение столетия оно было задавлено совместным гнетом большевистского интернационализма по формуле «только советская нация будет и только советской расы люди», и советски-либерального национального нигилизма, утверждавшего историческую неполноценность русского народа, его вторичность по сравнению с «прогрессивными» нациями. Советская часть этой доктрины утверждала, что лишь в октябре 1917 русские обрели свою всемирно-историческую роль, состоящую в том, чтобы в процессе мировой революции самоупраздниться. Либеральная же часть так и вовсе навязывала нам представление о движении от ничтожества царских времен к ничтожеству большевизма.
Эта борьба либерального и советского нанайских мальчиков привела нашу национальную гордость к чудовищному положению, когда одни атаковали вообще любые исторические достижения русского народа, а другие, чтобы определенное достоинство за нами сохранить, соглашались связывать его прежде всего с советскими успехами или тем историческим наследием, которое разрешила в сильно убогом и усеченном виде иметь нам советская власть. И, чтобы иметь свое национальное достоинство, нам приходилось непрерывно заниматься советской апологетикой, взявшей в заложники и победу над Гитлером и космические достижения. Мол, ну никак не победить нам было фюрера и его вермахт без раскулачивания и расстрела царских офицеров. Мол, не бей чекисты С.П. Королева в тюрьме, то, видимо, и Гагарин бы на орбите не оказался.
Такого рода «национальная гордость» лишь немногим была лучше её отсутствия, поскольку Россия в этом дискурсе воспринималась, как страна убожества, нераскрытых талантов, тотальной исторической неудачи, исправленной лишь большевистскими докторами. Давалась подсознательная установка, что русский человек может быть успешен лишь тогда, когда действует вопреки своему цивилизационному устроению и своей национальной природе. «Путь к успеху для русских лежит через отрицание русского», – так говорили и западники, и большевики, и нынешние либералы.
Но, кажется, сегодня мы постепенно исцеляемся от всех трех этих хворей – западнической, большевистской и либеральной. Мы осознаем русскую цивилизацию как особый культурно-исторический тип, как и завещал нам Н.Я. Данилевский (а Освальд Шпенглер пророчил русской культуре великое грядущее). И в этой связи встает вопрос о тех действительных всемирно-исторических достижениях русских, которые имели место на протяжении более чем тысячелетия нашей истории.
Я назову несколько таких достижений, а любознательный и увлеченный русской историей и культурой читатель наверняка сможет этот список продолжить....https://tsargrad.tv/articles/o…oda_102012(далее в интереснейшей статье Е.Холмогорова в чем же наша особая миссия)