Сверхмощная и слишком легкая САУ СУ-152П.![](https://imgprx.livejournal.net/80decd68c53d5870fc551404b0e49f925f27e03e/VwcBLxn5Qq-0wuEhpmYMrM5h8c1HRtAs3kvBd2N6pNLx9x2iUws8EKBXXGzUQEMs28xdusvm0alPzd1KZhIC7l_B-_6hHQfCpEpIwpx9ryM)
САУ СУ-152П с пушкой М-53 (кликабельно)
Всем хороша была ИСУ-152, но уж больно неповоротлива. Как вы знаете, доходило до того, что в обороне САУ приходилось ставить веером, чтобы обеспечить батарее пристойный сектор огня. Поэтому, в послевоенные годы с учетом очень заинтересовавшего советских конструкторов опыта Waffentrager (фактически, ПТП на самоходном гусеничном лафете) было разработано несколько опытных самоходок в таком калибре, самой чудовищной из которых была САУ "Объект 116", или СУ-152П.
![](https://imgprx.livejournal.net/48348729a055066941c3ac6b4b91751ec394d6b3/VwcBLxn5Qq-0wuEhpmYMrM5h8c1HRtAs3kvBd2N6pNJPY5dHcbqzuuBjGjtcMDk1Cn4Z7AEPkDvLi-Hw3ZlOj0Qk_bqLffjJnWwbMcOsSaw)
СУ-152П, вид сбоку. Хорошо видно семикатковое шасси (
кликабельно)
Построенная на базе САУ СУ-152Г/СУ-100П (шасси было удлинено на один каток) машина была вооружена очень мощным орудием М-53 конструкции ОКБ пермского завода № 172. Пушка была оснащена щелевым дульным тормозом и пружинным уравновешивающим механизмом. Секторный механизм горизонтального наведения имел электропривод. Подъемный механизм — ручной. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Боевая скорострельность за счет применения пружинного досылателя составляла четыре-пять выстрелов в минуту.. Насколько мощным было орудие? Ну вот МЛ-20 представляете себе? Тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником марки 53-БР-540Б весом почти 49 кг вылетал из нее с начальной скоростью 600 м/с (дульная энергия, как вы понимаете - 9МДж). А вот М-53 запускал этот же снаряд со скоростью аж в 760 м/с!!! Соответственно, дульная энергия уже 14,4МДж. В 1,6 раза больше.
![](https://imgprx.livejournal.net/fcf1f5c403bdab960c1ee3405ca37d3b01e1dcc5/VwcBLxn5Qq-0wuEhpmYMrM5h8c1HRtAs3kvBd2N6pNJU7n197t16nHhVANIPs6Yy7XvLUJVDL1uzVrAE7HtTV4qc1PiaJ006zUWqkbKXYvA)
СУ-152П в музее, в Кубинке (
кликабельно)
Конечно, такой снаряд с гарантией выводил из строя любой танк (да и сегодня мало никакому танку не покажется, даже если не пробьет - то поломает, точно.). Конечно, с такой отдачей САУ массой 28,7 тонн справиться не могла, тем более, что орудие, в отличие от ИСУ-152, имело сектор горизонтального наведения в целых 143°, в смысле, ±71,5° (борта машины были откидными).
![](https://imgprx.livejournal.net/17d5b963d3ee6af538ccddcca2418998bc3e5c7a/VwcBLxn5Qq-0wuEhpmYMrC5koSfhH2MsXBCwJkdZ5tspHqfRDWu7WL0LjbkNIoLAVGRQWQq-XDbhnMzN12wcXByh71wTSCcxbogCAPaqzDg)
вид на машину сзади-слева. В корме машины укладка на 30 выстрелов (
кликабельно)
Поэтому - вот, переразвитый щелевой дульный тормоз с эффективностью 55% и демаскировкой орудия на любом грунте. Но и это помогло очень относительно. САУ мотало отдачей так, что прицел сбивался, а стало быть - ну как из нее прицельно стрелять-то, вообще? Несмотря на мощность орудия принять такую САУ на вооружение оказалось невозможно. Но спустя лет 15 из нее, похоже, проклюнулся
"Объект 120", САУ "Таран".