Бог войны
2,754,488 6,852
 

  Внимательный ( Слушатель )
30 дек 2017 13:34:53

Последний мастодонт-противотанкист: Объект 120 "Таран"

новая дискуссия Дискуссия  250

Последний мастодонт-противотанкист: Объект 120 "Таран"


Объект 120 в Кубинке (кликабельно)


Пора, видимо, свести воедино все, что имеется по самой мощной противотанковой САУ, "Объект 120", она же "Таран". Так вот, сразу скажу, что по дульной энергии бронебойного снаряда эта машинка себе равных, как мне кажется, не имеет. 18.5МДж (12.5кг со скоростью 1720м/с) - современные танковые пушки заметно скромнее. И, замечу дополнительно - современные гладкостволки у танков еще и менее точны, а вот 152-мм орудие М-69 - с нарезным стволом, сиречь очень кучное. Однако, бесплатно ничего не дается, - не зря эта сверхмощная машина стоит только в музейном зале...



Вид на "таран" с другого борта (кликабельно)


А ведь начиналось все неплохо. Когда в начале 60-х выяснилось, что бронебойные калиберные снаряды танковых пушек Д-10Т, Д-25 и М-62, которыми вооружены средние танки Т-54 и Т-55 и тяжелые танки Т-10 и Т-10М, не могут пробить лобовой брони ни корпуса, ни башни американского танка М-60 и английского «Чифтен» - советское военное руководство спешно инициировало сразу несколько параллельных проектов. Сверхмощную САУ, новые гладкоствольные и нарезные пушки с ОБПС и ПТУР, новые снаряды к старым пушкам, - в общем, все что в голову смогло придти, одновременно. САУ "Таран", как раз, по одному из этих направлений и создавалось. Разработанное в ОКБ-9 орудие с невероятно длинным даже по сегодняшним меркам 59.5-калиберным* (9045 мм без немаленького дульного тормоза) стволом пробивало с 2000м бронеплиту толщиной 290мм, что делало новую самоходку практически сверхоружием, - на тот момент не было танков, способных выдержать такой удар. А если бы даже кто и выдержал из новых - то вряд ли бы сохранил боеспособность, после такого удара-то.



макет САУ, интересен отсутствующим в Кубинке дульным тормозом (кликабельно)


Разумеется, весил этот монстр немало, но шасси от САУ СУ-152П вполне с ним справлялось. Что, собственно, и неудивительно - ведь "Таран", по сути, представлял собой ту же самую СУ-152П с закрытой башней и модернизированным орудием того же калибра (6"). В целом же, самоходка вышла довольно легкой - всего 27 с хвостиком тонн, и если бы не огромный дульный тормоз - наверное, лихо бы прыгала при стрельбе.

Впрочем, легкая-то легкая, но даже установленный досылатель работу заряжающего в компактной башне не особенно облегчал - с бронебойным снарядом еще туда-сюда, благо заряжание раздельное, а вот с ОФС-ом, в 43кг (по другим данным - "всего" 35кг), да в движении... Мало не покажется, уверяю вас.



"таран" в ряду других САУ. Ствол, даже со скрученным ДТ едва влезает в помещение (кликабельно)


Видимо, по причине запредельного веса ствола разработчики даже не планировали устанавливать стабилизатор для стрельбы с ходу, предполагалось использование самоходки только с места и из засад - тем более, что максимальная толщина брони не превышала 30мм, какие уж там атаки...

Все это вместе привело к осознанию того, что время экстенсивного развития, оправданного во время войны, уже ушло. Пока самоходку испытывали - выяснилось, что подобного результата можно добиться с помошью переносимой одним человеком ПТУР, а если нужно что-то ствольное, так гладкоствольная пушка Д-81 калибром всего 125-мм и в полтора раза короче - с тех же двух километров пробивает ОБПСом 270мм брони.

Вышло так, что никакая специализированная ПТ САУ, получается, и не нужна - наступало время ракетных истребителей танков и гладкоствольных пушек с ОБПС. Поэтому и отправился могучий "Таран" прямиком в Кубинку, в музей БТТ, гле и пребывает по сей день...


Отредактировано: Внимательный - 30 дек 2017 13:35:43
  • +0.88 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  part_ya ( Практикант )
05 янв 2018 20:53:11

1720м/с с нарезного? Нет ли тут ошибки? ИМХО или не нарезное, или не больше 1100м/с.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
  oleg27 ( Практикант )
05 янв 2018 21:13:40

 Нет здесь ошибки. Вот только живут такие стволы недолго.
  • +0.69 / 13
  • АУ