В Качканаре в парке "Строитель" на площадке военной техники находится экземпляр танка Т-62М. Его мы обозрели в рамках Второй международной
экспедиции "Индустриальное наследие Урала 2015" музея
изобретателя электросварки Н.Г.Славянова в августе 2015 года. Это один из немногих танков такого типа, возведенных на постамент или выступающих в качестве музейного экспоната. Кроме него и помимо чисто музейных экспозиций мне известен всего один экземпляр возведенный на постамент на землях колхоза Маныч у известной всем Кумо-Манычской впадины (о нем я вскоре расскажу).
Чем же знаменита эта боевая машина?
Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.
Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним – 100 мм пушка
Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном. Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.
Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым. Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.
На фото хорошо видно дополнительное бронирование, установленное на модификации с литерой "М" Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.
Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм, но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг, а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг.
В парке "Строитель" в Качканаре расположен один из модифицированных танков - Т-62М, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС - 320 мм, от КС - 400-450 мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620 л. с.; новая система управления огнём «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П. На фото можно в деталях разглядеть дополнительную броневую защиту башни в виде разнесенных с основной броней фигурных броневых плит. Хорошо видна конструкция их крепления
Броневая защита приборов наблюдения
Что за ящик акреплен над орудием я так и не понял
Лобовой лист так же усилен дополнительным бронированием
По какой-то причине отсутствуют внешние топливные баки на правой надгусеничной полке
Вместо них только ящик с ЗИПом и инструментами
Вот этот загадочный прибор над стволом орудия крупным планом
Система удаления выхлопных газов оборудована крышечками для ее герметизации при преодолении водных преград
В обзорном репортаже про Качканар у меня не хватило места в двух словах описать мутную историю связанную с качканарскими танками.
Вся эта техника когда-то стояла у Центра детского творчества "Альтернатива", кроме нее там размещался танк ИС-3 якобы даже принимавший участие в сражения Великой Отечественной войны. ИС-3 попал в Качканар из Челябинского танкового училища и в отличии от другой техники имел статус памятника истории и культуры. Тем не менее это не помогло и в 2006 году ушлые и жуликоватые представители музея в Верхней Пышме вывезли его якобы на выставку. Надо ли говорить, что он обратно так и не вернулся. Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме с момента своего зарождения имеет недобрую славу разрушителя памятников, тянут к себе все что плохо лежит имея покровителей на самом высоком уровне.
В 2008 году по распоряжению мэра Качканара провели "реставрацию" техники на площадке у "Альтенативы". Изначально планировалось поставить ее на постаменты, но мэр решил съэкономить и приказал просто тупо залить гусеницы и колеса бетоном.
Злоключения качканарской техники закончились в 2010 году когда после 2-х дней работ техника была освобождена из бетона и заняла достойное место в парке Строитель.
https://zen.yandex.r…783ab829b?