Об одеждах голого короля
новая дискуссия
Аналитика
902
Что такое Европа накануне Второй мировой войны? Свободные демократии, которым предстояло сразиться либо с одним, либо с другим тоталитаристским монстром (а то и с обоими, как вот прибалты с украинцами любят последнее время подчёркивать)?
Вовсе нет.
Почти без оговорок под определение "свободная демократия" подходят (если не вдаваться в глубинные процессы внутри их властных пирамид) только Швейцария, Чехословакия, Финляндия и Франция, причём, если не считать нейтральную Швейцарию, Чехословакия и Финляндия явно в большей степени, чем остальные (печальные истории обеих, прямо обусловленные непосредственным участием остальных "свободных демократий", всем известны).
А дальше-то уже среди свободных — ведь всё сплошь монархии. А монархия — это по определению вариация на тему абсолютизма, тоталитаризма и даже тирании; даже если она смягчена устоявшейся мудрой патриархальностью или узко клановым парламентаризмом (в Великобритании в Парламенте в Палате лордов заседали одни лорды — титулованные наследники аристократических домов — а в Палате общин — младшие, т.е. нетитулованные наследники всё тех же аристократических домов и ещё члены семей банкиров и капиталистов, плюс "полукровки" — капиталисты и банкиры дворянского звания; считать, что парламент в таком составе мог выражать интересы "народных масс", а не абсолютного привилегированного меньшинства, достаточно смешно).
Там же, где кончались монархии, в 1930-х годах в Европе было вот что.
Германия — нацизм, Гитлер.
Италия — фашизм, Муссолини.
Испания — диктатура, Франко.
Португалия — диктатура, Салазар.
Австрия — диктатура Отечественного фронта, Дольфус.
Турция — авторитарный режим, Кемаль ("Ататюрк").
Греция — военная хунта при короле, Метаксас.
Албания — "королевство" (на русских белоэмигрантских штыках), Зогу.
Венгрия — диктатура, Хорти.
Польша — санация, Рыдз-Смиглы.
Румыния — "королевская" диктатура, Кароль II.
Литва — диктатура, Сметона.
Латвия — диктатура, Улманис.
Эстония — государственный протекторат (диктатура), Пятс.
Вот стоит только взглянуть на этот список, чтобы тут же осознать, что разговоры о европейских свободных демократиях, противостоявших "тиранам Сталину и Гитлеру" — это всё бессовестно льстивые панегирики "роскошным одеждам Короля".
(Одновременно становится понятно, что если Гитлер при таком составе союзников — а кроме Греции все они были на его стороне — и впрямь мог рационально планировать практическое покорение Европы, то Сталин — имея перед собой противника ровно в этом же составе — то же самое мог планировать только в горячечном бреду.)