РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,450,725 26,708
 

  Ант ( Практикант )
09 янв 2018 05:33:50

По поводу ЭОШ- КБ АРСЕНАЛ

новая дискуссия Дискуссия  278

ЦитатаПосле 1980 г., в связи с переходом в основном на космическую деятельность, КБ «Арсенал», выпустив проекты малогабаритной МБР высокой точности и высокомобильного сигнального ракетного комплекса управления, прекратило разработку новых БР, но до 1985 г. практически решило ряд важных отраслевых проблем.
В частности, успешно выполнило актуальную НИР по созданию поворотного управляющего сопла (ПУС) с эластичным опорным шарниром (ЭОШ) и его отработке в составе натурного РДТТ первой ступени (разработки КБ «Южное»). Это было большим достижением, еще раз подтвердившим высокий научно-технический потенциал и авторитет КБ «Арсенал», преодолевшего сомнения и неверие, имевшиеся в отрасли, в возможность быстрой отработки ОУ данного типа. Результаты НИР были переданы ведущим предприятиям отрасли (в Исследовательский центр имени М.В.Келдыша, КБ «Южное» и др.) и в дальнейшем эффективно использованы при создании штатных изделий. Данная работа позволила нашей стране ликвидировать менее чем за 5 лет почти 20-летнее отставание от США в применении ПУС с ЭОШ.


НК
  • +0.89 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  kot45 ( Слушатель )
09 янв 2018 14:10:23

Огромное спасибо за пост ( и возможностью прочитать статью), наконец то в голове все улеглось. То что сделал Арсенал до 1980 г. знал, во многом были лидерами, в том числе и в области управления вектором тяги РДТТ. Блестящие конструкции разрезных управляющих сопел с компенсаторами газодинамического шарнирного момента ( перестали применять после увеличения УИ СТТ из за абразивного уноса материала сопла в районе разъема контура). Первыми , и единственные , испытали где-то в первой половине 1970-х годов ПУС с двойным ЭОШ. Основным недостатком ПУС с ЭОШ в начальный период развития был большой шарнирный момент, для уменьшения которого в США придумали схему с двойным ЭОШ, позволяющую уменьшить шарнирный момент за счет расцентровки двух ЭОШ относительно друг друга и давления в КС. Арсенал испытал данную схему на крупногабаритном ПУС , но сопло забросило на максимальный угол и привод не смог управлять соплом. После этого испытания работы в МОМе в части ПУС были свернуты до уровня НИР и основная ставка в ОУ для первой ступени была сделана на горячий вдув. В открытых источниках писали, что Арсенал переориентирован на космос, поэтому когда попадалась информация - арсенальцы писали, что они первыми сделали ПУС с ЭОШ, то это воспринималось как ПУС с двойным ЭОШ, а не как ПУС с ЭОШ для 15Д305. А Арсенал с двойным ЭОШ попался  на неизвестный тогда эффект - и одинарный ЭОШ уменьшает свой шарнирный момент с ростом осевой нагрузки ( давления в КС) и может быть и отрицательным, все зависит от конкретного исполнения ЭОШ.
Следует сделать только уточнение - позиция МОМа в части ПУС с ЭОШ изменилась только с середины 1982 года, когда по согласованию между МОМом и МОПом, специалисты МОМа были конкретно ознакомлены с результатами работ МИТ в этой части, характеристики, разрезанная матчасть, технология изготовления. МИТ с 1980 г. окончательно определился с типом узла подвески и уплотнения , и от серии НИР форсированно перешел к ОКР и испытал серию экспериментальных ПУС с ЭОШ разных размеров и для разных давлений, так что специалистам МОМа было на что посмотреть. Даже жеэрдисты присматривались к ЭОШ для использования вместо кардана
  • +0.21 / 7
  • АУ