В 20-е в Москве существовали отдельные театральные группы и студии, полупрофессиональные театры, в задачи которых входили пропаганда и популяризация гигены и здоровья. Студии ставили пьесы на медицинские темы, проводили театрализованные лекции и беседы.
Одним из популярных форматов были санитарные суды. Материалы о них остались в воспоминаниях, документах и небольших пьесах, многие из которых были опубликованы («Суд над матерью, подкинувшей своего ребенка» Б. С. Гинзбурга, «Суд над проституткой Заборовой» А. И. Аккермана, «Суд над матерью, виновной
в плохом уходе за детьми, повлекшем за собой смерть ребенка» Б.Сигал, «Суд над Степаном Королевым» Б. Сигал, «Суд над гражданином Иваном и Агафьей Митрохиными»). До открытия в 1925 году специального Театра санитарного просвещения, площадкой для постановочных судов нередко становился Политех.
Афиша санитарного суда в постановке «Коллектива художественной сан-просветительной студии под управлением О. В. Рахмановой», 1920-е, Государственный исторический музей
"Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Заборы исчезли под миллионами разноцветных афиш. Зовут на новые заграничные фильмы, возвещают «Суд над проституткой Заборовой, заразившей красноармейца сифилисом», десятки диспутов, лекций, концертов. Судят «Санина», судят «Яму» Куприна, судят «Отца Сергия», играют без дирижера Вагнера, ставят «Землю дыбом» с военными прожекторами и автомобилями, дают концерты по радио, портные шьют стрелецкие гимнастерки, нашивают сияющие звезды на рукава и шевроны, полные ромбов. Завалили киоски журналами и десятками газет…"
Булгаков "Сорок сороков"