Для инфляции и девальвации почва подготовленаПоследние годы мы традиционно хвалили Нацбанк за профессионализм и настойчивость в проведении денежно-кредитной политики. Было за что. Снижение инфляции, ликвидация гигантского разрыва по депозитным ставкам, снижение стоимости кредита, либерализация валютного рынка, снижение объема ресурсов по льготному кредитованию государственных фаворитов - все это справедливо можно поставить в заслугу председателя правления Нацбанка Павла Каллаура и его команды.
К сожалению, 2017г. закончился неприятным сюрпризом именно со стороны Нацбанка. Его действия кардинально разошлись с декларируемыми целями и с тем, что делал орган монетарного регулирования последние 2 года. Даже свой целевой параметр - рост широкой денежной массы - Нацбанк не сумел выполнить, допустив рост МЗ в 2017г. на 17,4%.
ГУЛЯЙ, РВАНИНА!Когда объем наличных денег в обращении за год увеличивается более чем на 31%, активная рублевая денежная масса прирастает более чем на 37%, рублевая денежная масса - более чем на 30%, а широкая денежная масса - на 17,4% (после весьма умеренного роста в 2016г. на 3,8%), то в условиях низких темпов экономического роста, стагнации производительности труда, конкурентного давления внешних рынков, низкой платежной дисциплины и высокого долгового обременения это прямое приглашение инфляции и девальвации рубля.
Расчет на бурный рост экспорта и валютной выручки в 2018г. едва ли оправдается. Чрезмерно благоприятная ценовая ситуация 2017г. едва ли повторится. Валютного дождя дешевых кредитов или прямых иностранных инвестиций тоже ждать неоткуда. Значительно больший объем денежных
G-фантиков (BYN-рублей) можно было бы связать включением в коммерческий оборот земли и активов предприятий (через продажу акций на фондовом рынке), но таких планов, как можно судить по документам и планам правительства, у властей нет.
Теоретически Нацбанк может попытаться смягчить инфляционный удар путем сокращения денег в обращении в I квартале т.г., но с таким подходом едва ли согласятся товарищи из Совмина и отраслевых министерств. Ужесточение монетарной политики резко ухудшило бы состояние проблемных предприятий. Они ведь в 2017г. никуда не делись. Перекладывание долгов и токсичных активов из одной госструктуры в другую макроэкономического здоровья экономике не добавили. Этим власти и «красные» директора занимались два года, но, в конечном итоге, все равно пришли к президенту с протянутой рукой: «Дайте денег!». Тот пожурил, покричал - и приказал дать. Так что монетарная политика декабря 2017г. едва ли стала результатом мозгового штурма руководителей Нацбанка.
ДЕКАБРЬСКИЙ СЛОМСправка «БелГазеты». Денежно-кредитная политика заметно смягчилась. Объем наличных денег в обращении (М0) вырос на 5,8%, в период январь-ноябрь - на 23,9%. Показатель М1 в декабре прирос на 17,1%, а за январь-ноябрь - на 17,1%. Получается, что за последний месяц года прирост в процентах оказался такой же, как за предыдущие 11 месяцев. Рублевая денежная масса (М2) в декабре выросла на 11,4%, за январь-ноябрь - на 16,9%. Наконец, широкая денежная масса (М3) в декабре 2017г. увеличилась на 4,1%, а в январе-ноябре - на 12,8%. Денежная база за декабрь взметнулась на 11,8%, а за январь-ноябрь - на 40,1%, в значительной степени (рост в 2,2 раза) за счет увеличения обязательных резервов.Такие параметры денежной массы не позволяют считать монетарную политику Нацбанка ответственной, взвешенной и антиинфляционной в среднесрочной перспективе. Снижение инфляции в 2017г. обусловлено ужесточением монетарной политики в 2015г. - первой половине 2017г. Потом все опять вернулось на порочные круги своя. Конечно, это не тот размах, что был в начале 2010-х гг., но все равно несовместимо с доведением инфляции до 2% годовых и ставок по кредитам до 4-6% в рублях. Если рост цен замерять корректно, то в I квартале 2018г. Беларусь может выполнить годовую норму инфляции (6%). Опросы показывают наличие высоких инфляционных ожиданий. Население и бизнес чувствуют подвох как в официальном показателе инфляции, так и в состоянии здоровья финансовых и нефинансовых организаций. Административный контроль над ценами, наказание за необоснованность их повышения, регулирование издержек и рентабельности - все это, в конечном итоге, ведет к росту скрытого инфляционного налога. Это любимый способ безответственного правительства переложить часть своих обязательств на плечи пользователей BYN-рублей.
Декрет N7 обещал мораторий на рост налоговой нагрузки. Только об инфляционном налоге там не было сказано ни слова. Денежная политика декабря 2017г. ставит большие вопросы перед Нацбанком. Страна подошла к очередному перекрестку в макроэкономической политике. Она возле него уже неоднократно была, обжигалась и опять возвращалась. К сожалению, прочно усвоить урок у белорусских властей не получается.
Либо Александр Лукашенко позволит
Павлу Каллауру и его команде проводить по-настоящему антиинфляционную, инвестиционную политику, либо он в очередной раз даст волю «крэпким» хозяйственникам и «красным» директорам. Если президент станет на их сторону, то при стагнации экспорта и снижении цен на нефть к концу 2018г. рубль уверенно преодолеет отметку $1/BYN3, а инфляция опять будет двузначной. При этом воздух неизменно будет наполнен требованиями
жэстачайшэ наказывать нарушителей ценовой дисциплины.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ БЕЛАРУСИ, 2014-17ГГ.
| 2017г.
| Июль декабрь 2017г.
| Январь июнь 2017г.
| IV кв. 2017г. к III кв. 2017г.
| III кв. 2017г. к II кв. 2017г.
| II кв. 2017г. к I кв. 2017г.
| I кв. 2017г. к IV кв. 2016г.
| 2016г.
| 2015г.
| 2014г.
| 2013г.
|
М0
| 31,1
| 12,2
| 16,8
| 3,8
| 8,1
| 17,5
| 0,6
| 25,8
| 2,2
| 13,2
| 68,5
|
М1
| 37,2
| 13,2
| 14,6
| 10,4
| 3,2
| 23,6
| 7,3
| 24,6
| 2,3
| 12,6
| 69,3
|
Денежная база
| 56,6
| 65,6
| 5,4
| 22,5
| 35,1
| 0,3
| 5,2
| 1,8
| 14,9
| 13,8
| 61,6
|
М2
| 30,2
| 14,6
| 13,6
| 11,6
| 2,7
| 12,2
| 1,2
| 19,4
| 0,4
| 14,5
| 58,4
|
М3
| 17,4
| 9,7
| 7,0
| 7,4
| 2,2
| 9,5
| 2,3
| 3,8
| 36,5
| 23,9
| 45,1
|
ссылка