Забытый в Дальневосточной тайге недостроенный аэродром дальней стратегической авиации, значащийся как "Объект 7604" со зловещим название "Менгон" (Долина смерти) включен в список государственного значения и является замороженным проектом. Фото очень старые, когда я только осваивал свой первый фотоаппарат, так что не судите строго.
До места мы добирались без машины на поезде, после чего нас ждал пеший маршрут среди ползающих змей и свежих следов медведей. Мы ещё додумались поехать туда без всяких средств обороны и во время когда у мишек уже появились медвежата...
Раннее предрассветное утро. Мы оказываемся на крохотной станции вымирающего посёлка с населением около 30 человек и выдвигаемся к цели.
Подстанция в посёлке до сих пор работала и питала посёлок.
Как оказалось в окрестностях полно медведей и идя по дороге в шестом часу утра, это совсем не радовало.
В рядом находящемся карьере посредством подрыва производят утилизацию устаревших боеприпасов из множества военных складов.
На въезде на территорию аэродрома проезд перегораживает Инженерная машина разграждения ИМР на базе танка Т-70 и расположен действующий КПП, где нас на обратном пути ещё и досмотрели. Сейчас там уже вроде вообще никого нет.
По приказу пол. преда В. Ишаева дороги из железобетонных плит были разобраны и плиты увезены в близлежащие города для каких-то нужд.
Один из постов на подходе к взлётной полосе.
Ещё следы, уже медвежонка.
Мы подходим к покоцанной рулёжной дорожке. В 1941 году аэродром представлял из себя поле в нескольких км. в стороне от нынешней полосы, на которое приземлялись самолёты участвовавшие в боях с Японией.
В 60-х годах ХХ века на месте домов для офицеров была отсыпана гравийная взлётная полоса.
В 80-х началось строительство грандиозного масштаба.
На небольшом удалении от старого аэродрома начали заливать почти 4 км полосу способную принимать тяжёлые стратегические ракетоносцы.
Ради неё мы и приехали за пол тыщи км.
Так же возможно планировалось использовать данный аэродром, как ещё одну резервную полосу для челноков Буран.
Полоса усиленная. Она не собрана из железобетонных плит как бывает в большинстве случаев, а залита на месте. Через деформационные швы прорастает трава.
По рассказам местных жителей полоса строилась около 13 лет, но судя по выложенной из плитки надписи в конце аэродрома, строительство завершилось в 2 раза быстрее.
ОБЪЕКТ-ВПП Начало строительства 9.08.85 Окончание строительства 2.06.90 Строительство вели: 73916 40931 34073 04657 01686 19166 440хх
Ходит масса слухов о толщине взлётной полосы в полтора метра.
Но в дренажных отверстиях хорошо видно, что толщина полотна гораздо меньше.
Ниже идёт дренажный колодец. Глубина колодцев как раз полтора метра, видимо из за этого и думали что это толщина полотна. Хотя подушка отсыпанная для полосы действительно внушительная.
Так же были построены дома для офицеров, детсад, склады, казармы, котельная и прочие строения для жизнеобеспечения аэродрома.
Под обоями оказались газеты конца 80-х годов.
Ныне эту бутылку из под молока можно считать артефактом.
Один из пятиэтажных домов ещё в начале 2000-х был полностью построен, покрашен, отделан и находился на консервации.
За считанные годы всё было раздестроено до неузнаваемости.
От туч комаров и всякой опасной живности мы взобрались на крышу одного из общежитий, чтобы перекусить перед дальнейшим исследованием местности.
А ведь ещё относительно недавно здесь дислоцировалось около 2000 военных.
Руины поглощает тайга.
Для прикрытия стратегически важного аэродрома начали строительство части ПВО, но так и не достроили.
Было возведено 2 ангара арочного типа и разровняли площадку под третий.
Рядом остались лежать арки от так и не возведённого третьего ангара.
Котельная на 6 котлов.
От неё шли трубы ко всем постройкам.
Насосная станция.
Множество строений уже заросло лесом.
Была тут и своя железнодорожная ветка и несколько тупиков.
Для постройки аэродрома неподалёку был построен завод по производству бетона и изделий из бетона.
Он представлял из себя множество различных строений.
Этот Ивановец видимо достался металлистам от военных.
Небольшое депо для ремонта тепловозов.
Какой-то ангар.
И навес.
Личный жетон найденный в одном из ангаров ПВО.
Вот выписка из приказа 1999 года о передаче всего комплекса строений из собственности Министерства обороны в собственность государства:
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 1999 г. N 610-р
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НАХОДЯЩИХСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И НЕ ЗАВЕРШЕННЫХ
СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО
И КОММУНАЛЬНО - БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ АЭРОДРОМА
(ОБЪЕКТ 7604) МИНОБОРОНЫ РОССИИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В ПОС. МЕНГОН АМУРСКОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Взлетно - посадочная полоса (3300 x 50 м)
Магистральная рулежная дорожка (1650 x 18 м)
Соединительная рулежная дорожка (220 x 16 м)
Места стоянки из плит (500 x 78 м)
Коллектор водосточный (9420 м)
Дренажные сети (9740 м)
Автодороги (19200 м)
Здание склада с резервуарами (5 x 1000 куб. м)
2 здания хранилища
Железнодорожный путь (2500 м)
2 здания котельных
Здание очистных сооружений
Водовод (1500 м)
2 здания общежития
Здания гаражей
5 зданий складов
Здание контрольно - технического пункта
2 здания жилых домов
Здание ремонтных мастерских
Здание пункта технического обслуживания
Каркас сооружения бетонного завода
Здание компрессорной
Каркас здания тепловозоремонтного депо
Инженерные сети
Железнодорожные пути с переездом
Подкрановые пути
Каркас здания казармы
Каркас здания штаба
Каркас здания детского сада
Возле самой жд станции располагалась часть ГСМ аэродрома. Как ни странно, она действовала до 2010-х.
Эта военная часть была введена в эксплуатацию в 1941 году. Сначала это были простые бараки и несколько резервуаров. Постепенно, с развитием аэродрома Менгон разрасталась и в.ч. горюче-смазочных материалов.
Были построены КПП, ангары для техники, новые подземные ёмкости для топлива, и прочие строения присущие таким военным частям.
В 2009 году от сюда ушли все военные, бросив всё.
Это были здания с ремонтом, покрашенными и отштукатуренными стенами. Потолки были отделаны пенопластовой плиткой.
В одном из зданий была своя парикмахерская, медпункт, кухня и прочее.
Брошено 12 подземных резервуаров.
Оставшиеся местные жители активно допиливали их на металл.
Ласточкам эти пустые стены только на радость.
На стене одного из множества зданий изображён процесс перекачки топлива из вагонов в резервуары.
И что самое интересное: в посёлке осталось около 30 жителей, а часть выглядит уже так, как будто её раздестроило несколько сотен человек. Картина печальная, сохран ужасный, но значимость этого места забытого в тайге была огромная... но так и не осуществлённая.
https://zen.yandex.ru/dv_destroy