Непрозрачные фонды, богатые силовики и неистовый конфискат: странности и казусы бюджета – 2018.С проектом нынешнего бюджета белорусы смогли ознакомиться относительно рано — во второй половине ноября документ на своей странице в Фейсбуке опубликовала депутат
Анна Канопацкая. Предполагалось, что через несколько дней проект бюджета покажет и Министерство финансов, но внезапно документ по личному указанию президента был отправлен на переработку. В открытом доступе он появился лишь в середине декабря.
И вот теперь самое интересное – благодаря Канопацкой появилась возможность сравнить старый и новый проекты и сделать выводы, по какой причине документ экстренно переделывали.
Что же это за фонд такой?Выяснилось, что расходы по всем основным статьям, кроме одной, сократились – где-то на 1-2%, где-то на все 10%. Рост был отмечен лишь в части расходов на общегосударственную деятельность. И произошел он благодаря одной единственной статье: резервному фонду Президента РБ. Отчисления в этот фонд увеличили почти в три раза – с 442 млн до 1,2 млрд рублей.
Что же это за фонд такой? Структура, мягко говоря, непрозрачная. Если заглянуть в Бюджетный кодекс РБ, то в статье 43 мы увидим, что расходование средств из этого фонда осуществляется на основании решений президента, а размер этого фонда, как правило, не может превышать 1% доходов республиканского бюджета (так и написано в Бюджетном кодексе – «как правило», это не мы придумали). В этом году от «правила» пришлось отойти – размер фонда составляет почти 6% доходов бюджета.
Ну а распоряжаться этими деньгами будет лично
Александр Лукашенко. На что тратились деньги из фонда в прошлые годы – неизвестно, никакой отчетности никто не публикует. В этом году, по словам министра финансов
Владимира Амарина, средства могут пойти на повышение зарплат бюджетникам либо на инновационные и инвестиционные проекты. Непонятно только, если цели заранее известны, то почему бы не повысить прозрачность расходования народных денег и не заложить эти расходы в соответствующие разделы закона о бюджете. Не хотелось бы думать, что таким образом чиновники высшего уровня хотят решить наболевший вопрос с «папиццот».
Приоритет – силовикам и непрозрачным фондамПо сравнению с 2017 годом расходы бюджета вырастут по всем основным статьям, кроме национальной экономики – сказывается сокращение директивного кредитования и финансирования нежизнеспособных предприятий. Но вот темпы роста расходов сильно отличаются: кому-то накинули несколько процентов, кому – добрую пятую часть. В топе по темпам роста – суды, милиция и прочие силовики, а также общегосударственные нужды.
Почему же в приоритете у государства оказались силовики? Можно предположить, что это связано с активностью силовых структур в 2017 году. Ну как можно было на них сэкономить после того, как прошлой весной стражи порядка доблестно разгоняли митинги и рассекречивали опасные подпольные организации? К слову, силовики оказались в топе и с точки зрения урезания расходов в первоначальном проекте-2018: например, финансирование ЖКУ в пользу резервного фонда президента «порезали» на 9%, здравоохранения – на 7%, а финансирование силовых структур – всего на 2%.
Если же комментировать рост расходов государства на себя, то он во многом связан как раз с резервным фондом президента. Но дело не только в резервном фонде. Значительный рост – на 44,5% — продемонстрировали и расходы на обслуживание внешнего госдолга.
Чем живем? Долгами!С госдолгом вообще ситуация весьма плачевная. В бюджет закладываются лишь расходы на его обслуживание, то есть на проценты, и в 2018 году это 2,5 млрд рублей. Расходы на погашение долгов в бюджете не показывают, но их можно найти в пояснительной записке к закону о бюджете. Там говорится, что в 2018 году на погашение госдолга придется направить 5,5 млрд рублей. Итого – 8 млрд рублей или по 1800 рублей с каждого работающего жителя страны. Больше, чем на образование и здравоохранение вместе взятые.
Отдельного внимания заслуживает валютная структура платежей по госдолгу. Опасения внушает не только немалая сумма платежей, но и тот факт, что большую их часть придется осуществлять в иностранной валюте. В частности, на проценты по внешнему госдолгу придется направить 955,3 млн долларов, а на погашение валютного госдолга - 2 523,6 млн долларов. Мы выходит на цифру 3,5 млрд долларов, но и это еще не все: некоторая сумма потребуется и на проценты по внутреннему долгу, сформированному в иностранной валюте. К сожалению, ни в каких документах цифра не отображается, но она есть. Министр финансов Владимир Амарин в парламенте говорил, что в 2018 году на долги придется потратить в общей сложности 3,8 млрд долларов.
Где будут брать эти деньги, ясно не до конца. В бюджет можно закладывать любые суммы, но он формируется в рублях, а нам нужна валюта. Достать ее – вечная головная боль для правительства. На 2018 год планы следующие: 500 млн долларов за счет нефтепошлин, 1 млрд долларов за счет золотовалютных резервов, 1,2 млрд — за счет новых кредитов. Однако судьба еще 1 млрд долларов остается неизвестной. Судя по всему, правительство рассчитывало выкупить его на внутреннем рынке, но с учетом дефицита валюты, который наблюдается в последние месяцы, эти планы могут и не воплотиться в жизнь. Вернее, выкупить валюту на бирже проблемы нет, но проблемой может стать последовавшая за этим девальвация рубля.
Тройка избранныхВ Беларуси есть только три ведомства, годовое финансирование которых превышает миллиард рублей. Самым богатым из них является Фонд социальной защиты населения, который в будущем году получит из республиканского бюджета почти 1,5 млрд рублей. Правда, «богатство» это очень условное: по факту, ФСЗН – скорее, нищая структура, которая по итогам III квартала 2017 года зияла «дырой» в 60 млн рублей. И эта «дыра» могла бы быть значительно больше, если бы из бюджета в ФСЗН не влили дополнительно 700 млн рублей – решение о такой корректировке было принято 31 декабря 2017 года. Очень своевременно, правда? Никакие повышения пенсионного возраста не спасли ФСЗН от дефицита, потому и финансирование из республиканского бюджета требуется очень значительное, хотя, по-хорошему, фонд имеет собственные источники доходов и должен быть самостоятельной структурой.
На втором месте – Министерство обороны, которое в 2018 году получит из бюджета 1,22 млрд рублей. В наши смутные времена, когда кругом враги, готовые в любой момент покуситься на независимость маленькой гордой страны в самом центре Европы, финансирование армии является весьма актуальным.
Ну а третье по объему бюджетного финансирования ведомство – Беларусбанк, который получит 1,16 млрд рублей. Практически все эти деньги пойдут на пенсионное обеспечение и финансирование недвижимости для нуждающихся. Этот банк, несмотря на то, что по факту является коммерческой структурой, вынужден из год в год тащить на себе тяжкое бремя высокой социальной ответственности.
К слову, финансирование всех трех топовых ведомств увеличилось по сравнению с прошлым годом: ФСЗН получит на 49% больше денег, Минобороны – на 16%, Беларусбанк – на 5%.
Все остальные ведомства до миллиарда рублей не дотянули.
За чей счет банкет?Чтобы все запланированное сбылось, государству в 2018 году предстоит собрать 20,5 млрд рублей – на 6,5% больше, чем в 2017 году. Рост будет обеспечен в основном за счет налоговых доходов, которые увеличатся сразу на 15%. Вообще, налоги в Беларуси очень странная сущность. Уже который год власти твердят о необходимости сохранения налоговой стабильности, но поступления в бюджет становятся все больше. Пожалуй, вся суть налоговой системы страны раскрывается через недавний комментарий Президента к налоговому кодексу: «Требование одно: сокращения доходов бюджета быть не должно. Сокращайте кодекс, как хотите, но чтобы был прирост налогов в бюджет».
Впрочем, в будущем году правительство явно рассчитывает на рост поступлений за счет экономического роста и роста благосостояния. Например, поступления по налогу на прибыль компаний планируется нарастить на 20%, поступления по НДС – на 22%, по акцизам – на 9%.
Из-за необходимости сохранять налоговые ставки на прежнем уровне приходится вертеться и креативить. Например, постоянно растут плановые поступления в бюджет от штрафов и конфиската. В частности, в 2018 году штрафы должны вырасти на 15%, а конфискат – на 22%. Сам по себе факт наличия плановых показателей по таким поступлениям уже выглядит довольно странным, ну а темпы роста и вовсе заставляют усомниться в реальности происходящего.
Если подвести итог по доходной части бюджета, то получится, что каждый белорус в будущем году заплатит в казну в среднем 2150 рублей. Значительную часть этих поступлений формально обеспечат юрлица, но все мы понимаем: практически плательщиком в любом случае является гражданин, который не только платит подоходный налог, но и оплачивает все издержки, включенные в стоимость товаров и услуг. В том числе и налоговые.
ссылка