Из всех мировоззрений, которые борются за души людей в современном мире, наиболее распространенным является национальная идея. Ничто другое не смогло так успешно установится в каждой части мира, привлечь столько людей разного жизненного опыта в разных странах как национализм. В преддверии столетия БНР в гродненском Центре городской жизни проходят лекции профессора, доктора исторических наук Александра Смоленчука, посвященные формированию белорусской национальной идеи и трудностям, с которыми столкнулись белорусы на пути к формированию национальной государственности. "Белорусский партизан" побывал на одной из них.
Белорусы опоздалиЧтобы родилась идея белорусской независимой государственности, была необходима серьезная идеологическая подготовка. Эпоха национализма пришла в Беларусь во второй половине – конце 19 века. Национализм трактуется как как идеология и практика, базовым принципом которой является идея верховенства или первенства своего народа или нации. Обычно национализм включает в себя такой важный компонент как политическая независимость.
Фактически та идея, которая появилась в 19 веке, и картина мира, которая доминирует сегодня, сформировались в результате национальных процессов, которые происходили тогда и происходят сегодня. Из всех мировоззрений, которые борются за души людей в современном мире, наиболее распространенным является национальная идея. Ничто другое не смогло так успешно установится в каждой части мира, привлечь столько людей разного жизненного опыта и социального положения в разных странах как национализм.
Если говорить о нашем регионе, то белорусы в этом плане опоздали. Первыми национальную идею начали разрабатывать, пропагандировать, выступать с ней на политической, общественно арене литовцы и поляки. В Литве еще в 1883 году начинает издаваться литовская националистическая газета «Aušra» ("Заря"), которая отыграла практически ту же роль, что и «Наша Нива» для белорусов, только десятилетиями раньше. В 1880-х годах появляются первые литовские партии, преимущественно социал-демократического плана.
В 1890-е годы оформляется польская национальная идея. Такой перелом был связан с работой известного польского политика Романа Дмовского, который фактически первым сформулировал идеологию польского национализма или, по-другому, польского национального эгоизма, которая отбрасывала идею Речи Посполитой. Понимание нации у поляков и литовцев основывалось на этнокультурном и этнолингвистическом принципе: главными элементами были язык, историческая память, традиции, культура – это основа национализма.
Фундамент белорусской национальной идеиВ 19 веке было сложно с самим термином «Беларусь», его пониманием, а тем более – с белорусской идеей. Белорусская национальная идея впервые связывается с первыми политическими организациями, которые появляются в начале 20 века – «Белорусская революционная партия», которая трансформировалась в «Белорусскую революционную громаду», а после революции 1905-1907 гг. стала Белорусской социалистической громадой. Эти партии напоминали клубы, там было немного участников, преимущественно – молодежь.
Одним из отцов БНР является белорусский политик, общественный деятель, один из основателей белорусского национального движения в XX веке Антон Луцкевич. В 1910 году он написал статью, посвященную истории белорусского возрождения и его истоках. Статья была написана по-русски для украинского издания, переведена на польский, литовский языки и идиш. То есть появляется пропаганда белорусского возрождения среди народов, близких к нашему региону.
Антон Луцкевич писал о том, что истоки белорусского возрождения можно найти еще в начале 19 века, но то, что касается непосредственно нас, датируется 80-ми годами 19 века. Он называет в первую очередь Франтишка Богушевича (он первым очертил границы Беларуси и первым публично назвал нашу землю Беларусью), упоминает «Дудку беларускую» и предисловие к ней – как манифест белорусского возрождения. Упоминает также белорусский дух минской либеральной газеты того времени "Минский листок", а также белорусский дух «Витебских ведомостей», что удивительно для официальной губернской газеты.
В 1888 году «Минский листок» публикует ряд статей под названием «Белорусское прошлое». Их автор, основоположник белорусской национальной историографии Митрофан Довнар-Запольский, был тогда еще никому не известным 21-летним студентом первого курса исторического факультета киевского университета. У него были очень хорошие наставники, сам же Довнар-Запольский походил из Речицы. Он впервые попытался представить национальную историю Беларуси, где Беларусь выступает как объект исторического исследования. Он ездил с экспедициями по Беларуси, проделал колоссальную работу, важную для возрожденцев начала 20 века. А все потому, что он видел своей миссией открыть Беларусь.
Важным событием для национальной идеи были также издания белорусских народников 80-х годов. Они впервые теоретически обосновали существование белорусского народа как отдельной ветви славянского племени. В качестве аргументов приводили историю, язык, культуру и даже климатические особенности Беларуси.
Отметим работу Ластовского «Короткая история Беларуси». Он пробует показать значение той деятельности, которую делают белорусы, то есть
рассматривает белорусов как создателей своей истории. Например, процессы полонизации он трактует как самополонизацию, то есть это не поляки виноваты, что в 17-18 веках на белорусских землях происходила полонизация, а белорусы сами виноваты.
Он как политик и активный общественный деятель видел, что простые люди не принимают белорусскую идею, основанную на языке. Как идти в белорусскую деревню того времени и говорить о святости мовы, как писала «Наша Нива», когда для массы людей, которые живут в деревне, очень важно перейти на русский или польский язык, потому что за этим стоял социальный прорыв, карьера, шанс вырваться из бедноты. Никто тогда не считал белорусский язык за нормальный язык.
Определенные события, важные для белорусской национальной идеи, происходили и раньше. Исследователи, например, выделяют такой начальный подсознательный этап «в себе», когда белорусское национальное движение развивается в рамках польского национального движения. Также исследователи пишут сегодня про литвинскую традицию, которая была связана в Виленским университетом и литературой Сырокомли, Чечета и других, где есть важные моменты белорусчины.
Можно также говорить и про западнорусскую традицию, которая вызревала в Гомеле и Могилеве. Происходило так называемое белорусское культурное накопление – белорусский язык постепенно проникал в
язык элиты, начинает формироваться историческая память. В поисках национальной идеиВ 1905-1907 гг. происходит революция, которая впервые дала возможность заниматься политической деятельностью. Белорусы пытаются это использовать, как и все остальные.
Но тут появляется проблема, с которой белорусская элита будет сталкиваться все 20-е столетие –
как национальную идею сделать массовой, как сделать крестьянство белорусским, жителей Беларуси сделать сознательными белорусами, которые готовы что-то делать в интересах своей нации.
Белорусские деятели пробуют разные пути. Доминировал этнокультурный вариант белорусской идеи, вариант, который разрабатывала главным образом "Наша Нива". И он стал доминирующим на все 20 и 21 столетие. Были попытки соединить национальную идею с социалистической, христианско-демократической, краевой, рассматривать белорусов как политическую категорию, а не этническую. Рассмотрим эти варианты подробнее.
Национальная идея + социалистическая1 сентября 1906 года в Вильне выходит первая белорусская газета "Наша Доля" под редакторством Элаизы Пашкевич. Эта газета делалась как проект белорусской социалистической громады. Первый тираж был огромным, фигурирует цифра 200 тысяч экземпляров. Но многое, что задумывалось авторами этого проекта, не получилось. «Наша Доля» была очень революционной газетой, социалистической по характеру. Четыре номера были конфискованы цензурой, седьмой номер конфисковали во время набора. В то же время интерес к газете был огромный.
Газета пробует
национальную идею соединить с социалистической. У «Нашей Доли» национальная идея соединялась с идеей освобождения белорусской бедноты от царизма, самовластия и власти помещиков.
Со временем в редакции назрел кризис и она раскололась. Оттуда вышли браться Антон и Иван Луцкевичы, которые основали «Нашу Ниву», попробовав использовать те политические возможности, которые создавала новая политическая ситуация в Российской империив 1905-1907 годах, когда был период относительной свободы – возможности легальной политической и общественной деятельности.
Национальная идея = язык + культура + историческая память«Наша Нива» сыграла колоссальную роль в разработке доминирующего варианта белорусской национальной идеи. По аналогии с литовцами и поляками, это был
этнокультурный и этнолингвистический вариант. Основа нации – это язык, культура, историческая память. Доминирующая тема – защита белорусского языка, введение белорусского языка в школьное образование и по возможности в церковь и костел, хотя последнее меньше интересовало нашенивцев, так как большинство вышли из БСДГ. Доминировала идея социализации белорусского языка, который должен был стать равным с другими. Социальная борьба тоже присутствовала, но очень осторожно.
«Наша Нива» старались делать то, что в 1890-е годы делали поляки. Также сотрудничала с деятелями литовского национально-демократического движения.
В "Нашей Ниве" было категорическое осуждение шовинизма, в том числе белорусского. Лозунг «Свайго не цурайся, чужому навучайся» передает дух газеты того времени.
Краевая идеяНа подобную толерантность нашенивцев повлияло расширение
краевой идеи. Это совершенно другой вариант национализма, вариант политической или гражданской нации. Создатели краевой идеологии утверждают, что этнокультурное происхождение человека, его язык, историческая память не важны. А по-настоящему важно его политическое отношение к территории исторической Литвы. Если ты чувствуешь себя гражданином Литвы, то ты принадлежишь нации, которая тут формируется. Ты можешь быть по происхождению поляком, белорусом, евреем - это не важно. Важно то, что если ты чувствуешь себя патриотом этой земли, ты принадлежишь этой нации.
Эта идея родилась в среде литовских и белорусских поляков, то есть поляков, которые имели местные корни. Поляки как местное население вполне хорошо себя ощущали, пока не начались национальные движения. Например, очень острым получился польско-литовский конфликт. Литовские националисты требовали, чтобы шляхта, которая когда-то была литовской, но перешла на польский язык, отказались от него и вернулись к литовскому. Потом начались споры в костеле - на каком языке проводить богослужения на литовско-польских территориях. Дело доходило до драк.
Белорусы в тот момент пока еще претензий не предъявляли, но это было "пока". Литовским и белорусским полякам нужно было искать свое место и определиться, как им быть в этой ситуации: присоединяться ли к польскому движению, которое мощно развернулось в королевстве Варшавском, но это означает, что ты отказываешься от этих земель. Кем ты будешь тут? Поэтому и появилась краевая идея: здесь в сознании переплетались и белорусчина, и польскость, и литовскость. Мы говорим по-польски, наша культура - польская, но наша родина здесь, на белорусских землях.
Каревая идея сглаживала конфликты и строилась на исторической памяти ВКЛ, где в согласии жили все народы. Это конечно миф, конфликты на самом деле были, но это был красивый миф. Возвращая память о ВКЛ, они стремились, чтобы в результате национальных процессов историческая Литва не рассыпалась и сохранила свою целостность.
Большинство белорусских и литовских поляков - это элита, землевладельцы, интеллигенция. А белорусское и литовское национальные движения шли снизу. Одно из главных требований одних и других - земля. Краевцы пробуют сгладить этот социальный конфликт: не важно твое социальное и этническое происхождение, мы все образуем условную нацию литвинов.
Нашенивцы, братья Луцкевичи, пробовали использовать и эту идею. В 1912 году Луцкевичи начинают издавать ежедневную "Вечернюю газету" на русском языке, которая выходила до немецкого наступления в 1915 году. И в 1912 году братья Луцкевичи начинают издавать ежедневную газету на польском языке. В "Вечерней газете" они выступают как русские демократы, в польской газете - как польские демократы.
Конечно, они краевцами не стали, а только использовали эту идею, чтобы расширить социальную базу национального движения. В то время краевцы были силой в Вильне, там были три краевые массонские ложи, у них были средства, на которые, например, они выдавали газету на польском языке, где в краевую идею вставляют важность поддержки белорусов. На русском языке делают то же для тех, кто читает по-русски.
Вариант взаимопонимания разных социальных классов был очень важным. Белорусский государственный и политический деятель
Роман Скирмунт был довольно богатым человеком, ему принадлежала самая крупная в Минской губрении ткацкая фабрика, приблизительно 6 тысяч гектаров земельных владений. Он был одним из главных идеологов идеи краевости, финансировал "Нашу Ниву", встречался с братьями Луцкевичами, а в конце 1916 года присоединяется к белорусскому движению и даже возглавляет его. Белорусский национальный комитет под началом Романа Скирмунта в 1918 году пробует добиться автономии Беларуси в границах федеративной Российской республики - после того как началась российская революция.
Национальная идея + христианская демократия
Еще одной попыткой расширить белорусскую национальную идею было издание газеты "Белорус". Газета выходила с 1913 года и пыталась
соединить белорусскую идею с идеологией христианской демократии. Белорусская идея - это христианская идея. Авторы проекта работали преимущественно среди католиков, но пытались влиять как-то и на православных.
Таким образом, в то время Беларусь искали на разных путях. Делалась колоссальная работа небольшой группой людей - 10-12 человек. Но они не смогли достигнуть того, к чему стремились.
Идея политической государственностиПервые упоминания идеи государственности Беларуси нашлись в первом варианте программы БСГ, это 1903-1904 год. Удивительно, но высказывалась идея независимой Беларуси, когда еще не началось национальное движение. Похоже на то, что белорусы просто списали у литовцев и поляков. Во второй программе БСГ 1906 года разговор идет уже об автономии Беларуси, что было ближе к истине. За эту автономию боролись и в 1917 году.
Идея государственности главным образом созревала и сформулировалась в годы Первой мировой войны. Довольно долго белорусы оставались сторонниками белорусско-литовской федерации, высказывались также идеи государственности в границах бывшего ВКЛ. В 1917 году образовалась организация, которой руководил Ластовский, где звучали идеи белорусско-украинской федерации.
Провозглашение БНР 25 марта 1918 года было в большой степени от безвыходности. Белорусы до последнего искали возможности найти взаимопонимание с литовцами. 16 февраля 1918 года литовцы объявили о независимости, и после признания Литвы немцами в Минске поняли, что ничего совместного с белорусами не будет, нужно провозглашать независимость отдельно. В этом плане надежда была только на чудо, потому что за белорусами в то время стояли мизерные силы.
Литовское вопрос был международным уже давно. Белорусский оставался внутреннем вопросом Российской империи. И поэтому как раз сами литовцы особо не хотели с белорусами объединяться, так как понимали, что белорусы просто их используют. Литовцы были сильнее политически. Существующие политические партии представляли все слои литовского общества. И самое главное, они чувствовали поддержку этого общества, так как уже в конце XIX в. сумели убедить даже жителей литовской деревни в важности поддержки национальной культуры. Широкие круги населения поняли важность национальной культуры, литовского языка. И поэтому было легче добиваться политической самостоятельности.
В апреле 1917 года состоялся визит белорусской делегации в Петроград во главе с Романом Скирмунтом по вопросу автономии Беларуси. Визит получился совершенно неудачным, потом члены делегации признавались, что когда они посещали министра внутренних дел Российской Федерации, он спросил, какая сила стоит за ними. И кто-то из белорусов честно признался: за нами стоит великая моральная сила. Понятно, что разговоры об автономии на этом закончились, потому что должна быть реальная сила, готовая бороться, стрелять за свою автономию.
Белорусские деятели очень активно пытались разыграть литовскую карту, однако сами литовцы были прагматиками. И если до Первой мировой войны еще шли на эти контакты, то когда во время войны стало более реально Литве вырваться из империи и соорудить собственное государство, то стали отказываться от союза с белорусами. Литовцев также настораживали пророссийские симпатии, существовавшие в белорусском движении.
БНР и большевикиВ 2017 году был столетний юбилей Октябрьской революции. Официальные историки заявляли, что без нее белорусская государственность не случилась бы. Да, но в том смысле, что большевики подтолкнули белорусов к более решительным действиям, показав, что ни на какие уступки белорусом не пойдут и не допустят существования отдельной белорусской республики. Возвращается фактически тоталитарное государство. Поучительным уроком стал разгон большевиками Всебелорусского учредительного собрания. Это показало белорусам, что надежд на автономию быть не может. Единственный путь - оторваться от большевиков. Такой напор большевиков оттолкнул белорусов и ускорил понимание того, что нужно бороться за свою государственность. БНР стала попыткой такой борьбы.
В мае 1918 года было принято решение о формировании правительства БНР под руководством Романа Скирмунта, но социалисты, которые голосовали за него, побоялись существования «консервативного» правительства. Скирмунт как раз имел шансы для разговора в Европе на другом уровне, однако социалисты сделали все, нарушая собственные решения, чтобы он не состоялся. Одно время в Минске было двоевластье: "социалистическое" правительство Иосифа Воронко, который уже не имел права им быть, но сохранил печать и все государственные документы, и законное правительство Романа Скирмунта, который не получил ни печати, ни документов. В отставку отправили обоих, было сформировано новое правительство - Ивана Середы, также социалистическое.
Но в основном Скирмунт проиграл потому, что Германия была против. Немцы, на которых Скирмунт надеялся, когда началось формирование его достаточно серьезного правительства, дали понять, что их вполне удовлетворяло правительство социалистов, которое не имело шансов на международной арене.
Почему белорусы так отставали от литовцев и поляков в своем национальном самосознании?Нужно понимать, на кого опирались и с кем работали те же нашенивцы. Они ориентировались на белорусскую деревню. Самосознание белорусских крестьян в то время и национальная идея были вещами, которые было сложно совместить. Повлияли процессы полонизации и самополонизации, руссификации и саморуссификации в 19 веке. Наиболее успешно процессы руссификации пошли в Беларуси тогда, когда в 80-е годы в Беларуси открыли 5 учительских семинарий, куда начали принимать детей из крестьянских семей, преимущественно православных. Их учили и содержали за государственный счет, вкладывали в головы определенные идеи - что нет какой-то там Беларуси, что белорусы - испорченные поляками русские. И эти учителя потом пошли в белорусскую деревню. Эти люди, вышедшие из нищеты и сделавшие учительскую карьеру, говорили детям - учите русский язык, это правильный язык. Когда сами белорусы начали работать в этом направлении более активно, руссификация стала более эффективная. Ес
ть много моментов в истории, когда плохие вещи делались руками самих белорусов. Можно конечно клеймить кого угодно за то, что нам мешали, но стоит задать себе вопрос, что мы сами делали, когда у нас были возможности. Этот вопрос актуален и сегодня.
ссылка