Николай II не только на словах, но и на деле продолжил политику своего отца Александра III и в полной мере разделял его убеждение: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот».
В период с 1913 по 1917 год, всего за 5 лет, Николай II ввел в состав войск 12 гидроавиатранспортов, оснащенных летающими лодками М-5 и М-9 отечественного производства.
По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская Авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов.
Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в
Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах.
Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море,
около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов,
унтер-офицеров и рядовых.
Аэропланоносцы Российской империи оснащались в основном летающими лодками конструкции Д. П. Григоровича М-5 и М-9 в количестве от 4 до 7 штук на борт в зависимости от конструкции корабля. Летающие лодки М-5 и М-9 (улучшенная и увеличенная версия М-5), имели отличные мореходные качества, послушны в управлении, вооружены пулемётами и бомбами.
Гидроплан М-9
Аэропланоносец крейсер второго ранга «Алмаз» с самолетами на палубе
Первая в мире ударная авианосная группировка базировалась на Черном море и принимала участие в боях ПМВ.