Госстандарт Беларуси начал массово проверять на соответствие ГОСТ российский товар, который оказывает конкуренцию белорусским. При выявлении нарушений наказывают белорусские фирмы, которые к производству этого товара никакого отношения не имеют.
Борьба двух союзников, Беларуси и России, за собственные продовольственные рынки переросла в стадию известной поговорки времен феодализма: Паны дерутся - у холопов чубы трещат. По воле Госстандарта, за качество российского товара, наказывают почему-то белорусские фирмы. Противостояние достигло той стадии, когда возникает ощущение, что трещат не только чубы, но и все Союзное государство.
Россельхознадзор, периодически выявляя различные нарушения в белорусских продуктах, ограничивается запретом ее реализации на территории России. Белорусский Госстандарт решил кроме запрета, массово привлекать к ответственности собственных субъектов хозяйствования, имевших неосторожность закупить ту или иную российскую продукцию. Забежим вперед и отметим, что речь идет о российской продукции, которая имеет качественные документы Таможенного Союза.
В наибольшей степени репрессиям со стороны белорусского Госстандарта подвергаются сейчас предприятия, закупившие российский сахар, который оказался значительно более дешевый, чем белорусский. Дело в том, что в России 2017 год выдался очень урожайным на сахарную свеклу, цена закупки которой сахарными заводами значительно упала. В связи с этим и конечный продукт (сахар), оказался значительно дешевле, чем произведенный в Беларуси. Например, краснодарские производители предлагают оптовую закупку нефасованного сахара по 0,89 белорусского рубля за кг., а брянские - по 0,9 рубля. Фасованный по одному килограмму сахар в Брянске предлагают оптом по 0,97 рубля, что в среднем на 30 копеек дешевле, чем предлагают белорусские производители.
Вполне естественно, что импортеры и торговые сети стали брать в реализацию много российского сахара, который из-за свой дешевизны пользовался большой популярностью у потребителей. Белорусские граждане, понятно дело, от этого только выиграли. А вот экономические показатели сахарных заводов Беларуси, наоборот существенно пострадали, что не могло не встревожить правительство.
Именно в связи с этим в конце декабря 2017 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли приняло специальное постановление, которым включило сахар в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Одновременно были установлены предельные минимальные закупочные цены на сахар, а также минимальные розничные цены. По существу, все цены были унифицированы с ценами на белорусский сахар.
Но еще до этого в ноябре-декабре 2017 года, Госстандарт стал проводить в различных регионах внеплановые проверки белорусских субъектов хозяйствования, именно в отношении российского сахара. После лабораторно-химических и иных экспертиз, проведенных специалистами Госсстандарта на предмет соответствия российского сахара требованиям ГОСТ, выяснилось, что некоторые партии сахара не соответствовали требованиям технического регламента.
Где-то выявили, что цвет вместо белого был немного желтоватый, где-то какие-то посторонние примеси нашли.
Нарушения ГОСТа по российскому сахару, это сейчас хит сезона. Помимо этого проверяются и иные товары российского производства, которые в Беларуси начинают конкурировать с местными производителями, например, мясные консервы.
Насколько обоснованы претензии белорусского Госстандарта, относительно качества российского товара, сказать сложно. Чтобы объективно в этом разобраться, необходимо провести альтернативную экспертизу товара. Но российские производители этим заниматься не хотят – для них белорусский рынок ничтожно мал, чтобы втягиваться в борьбу с Госстандартом.
По мнению же белорусских оптовиков и ритейла, действия белорусского Гостандарта приблизительно на том же уровне обоснованности, что и претензии Россельхознадзора к белорусской молочке, мясу и колбасе.
При этом специалисты Госстандарта сами говорят представителям белорусских фирм, что выявленные ими несоответствия ГОСТу, никак не угрожают жизни и здоровью потребителей. Товар не опасен, и в принципе может использоваться. Сахар просто недостаточно очищен, а в мясной тушенке, например, количество жира больше, чем допускает ГОСТ. Тем не менее, реакция со стороны Госстандарта на подобные факты следует довольно жесткая.
В настоящее время руководителей субъектов хозяйствования, кто участвовал в экономической цепочке по ввозу (реализации) на территории Беларуси российского сахара, а также иных товаров, вызывают в региональные инспекции Госстандарта для составления протоколов за административное правонарушение, предусмотренное ст.23.12 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации».
При этом как рассказали «Ежедневнику» представители пострадавших организаций, на чиновников Госстандарта совершенно не действует ссылка на то, что качество товара при его закупке и реализации было подтверждено удостоверением качества производителя и Декларацией соответствия Таможенного союза, действующего на территории Беларуси. Не оказывает никакого влияние на Госстандарт также и то, что в белорусском законодательстве в принципе отсутствуют нормы, которые бы обязывали белорусские организации производить экспертизы качества товара, произведенного на территории Таможенного союза и имеющего действующие декларации соответствия. А ведь даже не сведущему в экономической интеграции человеку должно быть понятно, что и Таможенный Союз, и единые формы сертификатов соответствии и деклараций соответствия, выданные аккредитованными по единым правилам органом сертификации, именно для того и созданы, чтобы облегчить движение товара в рамках ТС и исключить излишние бюрократические процедуры. И если действительно выявлено не соответствие ГОСТу в том или ином товаре, то не нужно быть юристом или экономистом, чтобы понимать: ответственность за это должен нести тот, кто произвел и выпустил такой товар в обращение. Тот, кто купил этот товар у производителя или поставщика и реализовал его дальше, при наличии действующих документов Таможенного Союза о качестве товара, не может нести ответственность за то, что этот товар оказался некачественным.
Госстандарт же озвучивает белорусским субъектам хозяйствования иное мнение: Раз доверились Декларации соответствия Таможенного Союза, выданной в России, то при выявлении в Беларуси не соответствия этого товара ГОСТу, несите за это ответственность.
Важно также, что к ответственности привлекают всех, кто участвовал в экономической цепочке по движению российского товара на территории Беларуси: импортеров, оптовиков и ритейл. И на каждое юридическое лицо могут наложить штраф в размере до 100% стоимости товара, по которому Госстандарт выявил не соответствии ГОСТу. Кроме этого к дополнительной ответственности привлекают и руководителей этих юридических лиц, которым грозит штраф до 40 базовых величин (до 1040 рублей).
При таком отношении Госстандарта к выявленным фактам по несоответствию российских товаров требованиям ГОСТов и привлечению за это к ответственности белорусских субъектов хозяйствования, у многих резко убавилось желания закупать российский товар. Многие именно в этом и видят цель: не просто точечно пресекать реализацию на территории Беларуси российского товара, который конкурирует с белорусским, но еще отбить у белорусских субъектов хозяйствования желание закупать такой товар. Насколько это вяжется с рамками Таможенного союза – вопрос из разряда риторических.
Хотя, с другой стороны, может вопрос лишь в излишней усердности белорусских чиновников?
ссылка