Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,344,824 101,878
 

  Удаленный пользователь
31 янв 2018 16:37:38

Минск теряет российский транзит: где искать альтернативы?

новая дискуссия Статья  239

1 февраля Беларусь на 6,7% поднимет тарифы на транзит российской нефти по трубопроводам на своей территории. Транзит представляет собой важный источник дохода для страны, а контроль за трубопроводными маршрутами дает Минску козырь в отношениях с Москвой.



Стремясь расширить свою транзитную роль, правительство объявило о планах удвоить доходы от транзитных и транспортных услуг. Амбициозные планы направлены на то, чтобы частично компенсировать стремление России направлять грузы и пассажиров в обход Беларуси.

В 2016 году Беларусь заработала более 1,5 млрд долларов на транзитных и транспортных услугах. Это означало рост на 40,8% по сравнению с 2015 годом. По оценке, опубликованной в газете "Беларусь Сегодня", в 2016 году Минск получил 150 млн долларов за транзит нефти, 476 млн долларов за транзит газа и 879 млн долларов за транспортные услуги.

Правительство Беларуси намерено удвоить доходы от транзитных и транспортных услуг в ближайшие 12 лет, взяв за основу 2016 год. Это соответствует Концепции развития логистической системы Беларуси на период до 2030 года, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 28 декабря.

Недавно принятая Концепция перечислила среди ключевых приоритетов развитие транзита между Европой и Китаем (в том числе в рамках инициативы Китая "Один пояс, один путь"), интеграцию с рынками ЕС, содействие логистической интеграции между ЕС и Евразийским экономическим союзом, а также интеграцию с глобальными логистическими и транспортными компаниями.

Реалистично ли это? За последние годы увеличилась транзитная роль Беларуси в различных секторах. Транзитные потоки увеличились после начала конфликта в Восточной Украине, ведь Киев минимизировал свои железнодорожные отношения с Россией. 12 декабря министр инфраструктуры Украины Владимир Амелян заявил, что планы полного прекращения железнодорожного транспорта в Россию находятся на рассмотрении. Если это будет реализовано, то еще больше пассажиров и грузов пойдет через Беларусь.




Аналогичная ситуация сложилась и в воздушном транспорте. По официальным данным авиакомпании "Белавиа", транзитные пассажиры в настоящее время составляют почти половину всех пассажиров на регулярных рейсах. В комментарии для TUT.by 15 декабря генеральный директор "Белавиа" Анатолий Гусаров объяснил увеличение количества транзитных пассажиров войной в Восточной Украине. По его словам, после прекращения воздушных связей между Россией и Украиной основной поток пассажиров для "Белавиа" и Национального аэропорта "Минск" сформировалась из транзита между этими двумя странами.

Безвизовый режим, который Минск ввел для граждан 80 стран в феврале 2017 года, также способствует росту транзита пассажиров через Беларусь. Ожидается, что вероятное увеличение продолжительности безвизового режима, о котором недавно говорил министр иностранных дел Владимир Макей, будет в дальнейшем увеличивать транзит.

Трубопровод Nord Stream угрожает интересам Беларуси

В то же время ряд проблем серьезно подрывает транзитное развитие Беларуси. Наиболее существенная угроза существует для транзита газа — более выгодного и политически важного, чем транзит нефти. Несмотря на усилия противников России, особенно Польши и Украины, Москва продолжает прокладывать дополнительные трубопроводы в рамках проекта Nord Stream. Трубопровод транспортирует газ из России в Германию через Балтийское море, минуя Беларусь и другие страны Восточной Европы.

Уже в январе 2007 года Александр Лукашенко назвал план Nord Stream "самым глупым проектом России". Его реакция неудивительна: Минск получает не только транзитные сборы с российского экспорта газа, но и использует возможности регулирования транзита как рычаг в политических спорах с Кремлем.

Поэтому Минск может потерять больше, чем просто транзит газа. В сентябре московская газета "Коммерсант" сообщила, что российские кораблестроительные фирмы начали строить огромные железнодорожные паромы для соединения материковой России с Калининградским анклавом. Если это будет реализовано, то уменьшится зависимость России от стран региона, в том числе и от Беларуси, в наземной коммуникации с Калининградским анклавом.

Беларусь может развивать свой транзит, но только вместе с соседями

Интеграция с Россией и членами Евразийского экономического союза не помогает Беларуси привлекать транзитные потоки. Закрытие Россией границы с Беларусью для граждан третьих стран в октябре 2016 года и введение зон пограничного контроля в феврале 2017 года хорошо проиллюстрировали это.

Более широкая евразийская интеграция принесла еще меньше результатов в сфере транзита и транспортировки. Об этом заявил глава правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин на 12-й Международной конференции по евразийской интеграции в Москве в октябре. Он заявил, что анализ 30 крупных проектов между странами-членами ЕврАзЭС в транспортной сфере обнаружил полное отсутствие координации.



Разная ширина колеи железной дороги между странами бывшего СССР и странами к западу от них остается существенной проблемой. Это требует от Беларуси замены шасси поезда на границе. Более того, по словам Панкина, в то время как китайские контейнеры движутся по белорусским и российским железным дорогам со скоростью 40-50 км/ч, после пересечения польской границы их скорость падает до 15 км/ч, и страны вынуждены сокращать поезда в длине из-за различных транспортных стандартов.

Минск ищет решения этих вопросов — в конце концов, он давно хотел стать посредником между блоками евроазиатской и европейской интеграции. На встрече министров иностранных дел стран Восточного партнерства и членов Вышеградской группы в Варшаве 12 апреля 2017 года министр иностранных дел Беларуси Макей подчеркнул важность развития взаимодействия между блоками по транспорту. По его словам, это может быть достигнуто, в частности, путем гармонизации стандартов в регионе и обеспечения международного финансирования инфраструктурных проектов в Восточной Европе. Однако до сих пор эти обсуждения не принесли никаких существенных результатов.

В последние годы Минск стал больше зарабатывать на транзитных и транспортных услугах, в частности, из-за трафика пассажиров и грузов, которые раньше перемещались непосредственно между Украиной и Россией. Однако ситуация с транзитом выглядит нестабильной для Минска: Москва работает над уменьшением основных транзитных потоков газа через Беларусь, чтобы создать непосредственную связь с Калининградским анклавом и европейскими странами в обход Беларуси и ее соседей.

Потери для Минска в результате этой политики Кремля будут значительными как в экономическом, так и в политическом плане. Белорусское правительство, по-видимому, хочет компенсировать эти потери развитием транзитных маршрутов для новых пассажирских и грузовых потоков между ЕС и Китаем. И что не менее важно, политика Москвы будет неуклонно впредь отчуждать Минск от Кремля.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.29 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!