Инженеры ТПУ разработали технологию создания высокотемпературных газоохлаждаемых ториевых реакторных установок малой мощности, которые будут намного эффективней, экономичней и безопасней с экологической точки зрения по сравнению с обычными атомными реакторами.
Согласно заявлению разработчиков, атомные реакторы нового поколения можно будет строить в удаленных районах, так как нужда в больших водоемах отпадет. Для охлаждения ядерных станций и вращения турбин теперь предлагают использовать гелий, углекислый газ или водород, а не обыкновенную воду. Ториевые установки можно будет возводить, например, в Сибири или в Арктике. В качестве основного топлива будет использоваться смесь тория и оружейного плутония.
В ТПУ пояснили, что ториевая станция будет более эффективной за счет сжигания 97% оружейного плутония после его выработки. В этом случае не придется тратить много денег на утилизацию радиоактивных отходов или их хранение в большом количестве. Остаток будет минимальным и представит из себя неопасную смесь графита, плутония и прочих продуктов распада. Инженеры также подчеркнули, что в реакторе можно будет использовать не только плутоний, но и уран-235 или 233 после истощения запасов основного источника энергии.
Ученые считают одним из главных достоинств новых ториевых реакторов их многофункциональность. Так, ядерные станции можно будет использовать не только для получения энергии, но и для опреснения воды или производства водорода в промышленных масштабах из гелия.
В ториевых ядерных реакторах удалось решить ряд существенных проблем, которые делали станции небезопасными. Так, инженеры убрали из конструкции фазовые переходы теплоносителя, устранили проблемы с коррозией, сделали установку способной использовать разное топливо для снижения рисков перегруза станции и повысили КПД.
Экономичность станций нового поколения заключается в использовании тория вместо обогащенного урана. Процесс обогащения и вовсе самый дорогой в атомной отрасли. Проделывать нечто подобное с торием совсем не нужно – его нужно лишь смешать с оружейным плутонием и изготовить топливные таблетки. В конструкции ядерных станций уменьшили количество элементов, что сделает процесс строительства более дешевым. В завершение в ТПУ подчеркнули, что станции смогут работать минимум 10-20 лет и станут отличным активом для экспорта.
ИсточникРезультаты исследования опубликованы в журнале
Annals of Nuclear Energy (IF 1,312; Q2).Адмирал Риковер (1900-1986) известен в США как "отец атомного флота". Он отдал военно-морской службе 63 года, и за этот период в Соединённых Штатах сменилось 13 президентов." ..Важные решения о будущем развитии атомной энергетики часто приходится принимать людям, которые вовсе не обязательно близко знакомы с техническими аспектами реакторов. Тем не менее, этим людям интересно, что этот реактор даст им, во сколько он обойдётся, сколько времени займёт его постройка, и насколько долго и хорошо он будет работать. Когда они пытаются узнать всё это, они узнают и о путанице, существующей в реакторном бизнесе. Представляется, что нерешённые проблемы имеются практически в каждой области.
Я уверен, что эта путаница происходит из неумения различать академическое и практическое. Эти очевидные противоречия обычно можно объяснить только при разделении всех разнообразных аспектов проблемы на их академическую и практическую составляющие. Общее определение этих характеристик, позволяющих отличать одно от другого, может оказаться полезным для подобного разделения.
"Академические" реакторы или станции почти всегда имеют следующие основные характеристики:
их конструкция проста;
их размеры невелики;
они дешевы;
они имеют небольшую массу;
их можно построить очень быстро;
их легко приспособить для различных целей (многоцелевой реактор);
они практически не требуют НИОКР и используют в основном уже имеющиеся "на складе" компоненты;
они находятся на стадии исследований;
сейчас они не строятся.
С другой стороны, "реальные" реакторы можно отличить по следующим характеристикам:
они строятся сейчас;
их строительство отстаёт от графика;
они требуют огромного объёма НИОКР в областях, казалось бы, тривиальных - в частности, одной из проблем здесь является коррозия;
они очень дороги;
их постройка занимает очень много времени из-за инженерных проблем;
они имеют большие размеры;
они тяжелы;
их конструкция сложна.
http://www.atominfo.ru/news/air4199.htm