Дороги и дураки.Как всегда, заинтересовался поднятым вопросом и начал с первоисточников.
Вот что размещено на сайте РосАвтоДора (гугл ругается на вирус)
Наиболее значимые для страны объекты утверждаются в составе перспективного плана развития Российской Федерации. Все крупные дорожные стройки указаны в подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377. В их числе:
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-1 «Беларусь» общей протяженностью 97 км. Объем финансирования в программный период – 64893 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 669 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-2 «Крым» общей протяженностью 155 км. Объем финансирования в программный период – 50371 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 325 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-3 «Украина» общей протяженностью 51 км. Объем финансирования в программный период – 18453 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 362 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-4 «Дон» общей протяженностью 1521 км. Объем финансирования в программный период – 884057 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 581 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-5 «Урал» общей протяженностью 1155 км. Объем финансирования в программный период – 203189 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 176 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-6 «Каспий» общей протяженностью 86 км. Объем финансирования в программный период – 16779 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги –195 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-7 «Волга» общей протяженностью 668 км. Объем финансирования в программный период – 122258 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 183 млн. рублей).
• Строительство и реконструкция участков автодороги М-8 «Холмогоры» протяженностью 44 км. Объем финансирования в программный период – 33058 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 751 млн. рублей).
• Реконструкция участков автодороги М-9 «Балтия» протяженностью 69 км. Объем финансирования в программный период – 33170 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 481 млн.рублей).
• Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург общей протяженностью 626 км с 4-8 полосной проезжей частью, строительством обходов населенных пунктов и организацией 10-полосного движения на выходе из Москвы. Объем финансирования в программный период – 567498 млн. рублей (средние затраты на 1 км дороги – 907 млн. рублей).
Исходя из фактического снижения цен на ГСМ, цемент и металл, а также на нерудные строительные материалы, и с учетом существенного уменьшения объемов капитальных вложений, - то есть высвобождения мощностей подрядных предприятий, предполагается, что стоимость строительства и ремонта автомобильных дорог снизится на 20-25% по сравнению с первоначальными затратами, предусмотренными в среднесрочных и долгосрочных программах развития и совершенствования сети автомобильных дорог.
Итого,
самые дорогостоящие дороги магистрального типа
в России стоят от 5 до 27.5 млн. $Обращаю внимание, цифры оценивают стоимость на пике стоимости материалов и работ - в 2008 году. Есть подозрение, что приводящиеся цены километра в зарубежье взяты не из 2008, а значительно раньше. Так ещё в начале 2000х стоимость строительства километра дороги в большинстве стран были существенно ниже.
Так, приведенный в пример автобан А20 Lubeck - Stetin был открыт в декабре 2005 года. Ездил по нему, ничего экстраординарного - 4 полосы.
А вот справка по стоимости
немецких автобанов в 2007 году:
http://www.geldidee.…tion_id=19Строительство километра автобана стоит в Германии примерно 26,8 млн. евро (около 40 млн $). Там включены в число все издержки, которые проявляются во время процесса планирования, в среднем в течении 20 лет. Примерно 35 % - самое большая часть выпадает на административные траты. 950 ч. в месяц служащие заняты в различных органах власти процессом согласований. Третьи издержки в размере 5,7 млн. евро содержат затраты на проектирование и инженерный консалтинг. Чистые затраты на строительство содержат напротив только 6,7 млн. евро. Кроме того добавляется примерно 5 млн. евро на сопровождающие инвестиции, как например, звукоизоляционные стены или электронные доски объявлений.Вот отчёт
польского министерства транспорта за 2006 год:
http://www.en.mi.gov…8-p_40.htmIn 2006, 265.5km of motorways, cost calculation worth – 3,075,595,200 PLN, and 49.2km of expressways, cost calculation worth – 1,539,915,600 PLN were put to use. In addition, 9 bypasses 40km long, cost calculation worth – 359,797,000 PLN were put to use.Курс злотого в 2006 3.1$ / 10 PLN. Итого
в 2006 в Польше магистральные дороги стоили:
10.5 млн $Тут же есть сравнительный анализ стоимости строительства дорог в России и в США:
http://www.rosavtodo…eriali.docУказывается, что первая сложность - в подсчётах стоимости. Дело в том, что одни и те работы, могут в разных странах включаться или не включаться вовсе в различные статьи. Второе различие - подход к строительству. Так в США и Европе - это чаще всего расширение существующих сетей, а в странах БРИК - это прокладка дорог по новым районам.
Хотелось бы увидеть данные по Китаю, Бразилии, которые тут приводили. Есть в Международном Дорожном Агентстве ежегодный стат.бюллетень, но увы, он платный - 200 евро за pdf.