Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,345,593 101,878
 

  Удаленный пользователь
06 фев 2018 23:51:19

Рассорит ли «Смерть Сталина» Москву и Минск?

новая дискуссия Дискуссия  185

Есть ли шансы у Беларуси слезть с экономико-политического шпагата и выгодно ли России ослаблять вожжи — об этом политолог Валерий Карбалевич.
Комедию «Смерть Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи все-таки покажут в Беларуси. Министерство культуры не нашло в фильме ничего противозаконного.


Фото: Медуза
В Минске премьера фильма была запланирована еще на 25 января в частных кинотеатрах Silver Screen и Falcon Club, но Минкульт попросил приостановить продажу билетов и предоставить картину для просмотра. Причиной паузы стал запрет на прокат фильма в России. В Министерстве культуры РФ сослались на то, что в нем показана запрещенная информация.
Означает ли это разрешение, что наша страна пытается демонстрировать свою независимость от восточной соседки хотя бы в таких моментах?
— Если бы мы хотели показать, что мы такие суверенные, то не было бы этого двухнедельного тормоза, — считает политолог Валерий Карбалевич. — А он был включен тотчас же после решения российской стороны. И сразу же возникло впечатление, что даже такой простой вопрос, как показ фильма, без решения Москвы мы решить не можем. Сам заперт фильма, в котором речь идет об истории СССР, выглядит абсурдным. Тем более что сейчас необязательно даже идти в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм. Слава Богу, здравый смысл восторжествовал.

Валерий Карбалевич
— Не станет ли разрешение показать этот фильм яблоком раздора между Москвой и Минском?
— Может, Регнум или Баранчик и возмутятся, что Беларусь идет по пути «бандеровской» Украины, но это маргинальные заявления. А на официальном уровне по такому поводу конфликт вряд ли будет.
— Насколько мы сегодня в принципе зависим от настроений восточной соседки?
— От ее настроений мы зависим не слишком, а зависим в экономическом плане. Вот тут наблюдается странный парадокс. После Крыма во внешней политике Беларусь стала значительно более независимой. Она не поддержала Россию в ее конфликте с Украиной, с Западом, заняла позицию нейтралитета. А в экономическом смысле стала еще более зависимой от России, потому что ее доля во внешней торговле Беларуси даже увеличилась за время кризиса 2015-2016 годов. Получается такой интересный шпагат.
— Есть ли шансы у Беларуси слезть с этого шпагата и рулить в своем направлении?
— Основу белорусской экономики составляет советская промышленность, она очень сильно зависит от российских энергоресурсов и российского рынка сбыта. Если бы эту советскую промышленность реформировать, то зависимость от России уменьшилась бы. Какие-то попытки перемен в экономике предпринимаются. В конце прошлого года был принят целый ряд президентских законодательных актов по поводу экономической либерализации, расширения возможностей бизнеса, декрет о цифровой экономике. Это попытка создать новую экономику параллельно со старой.
Вопрос — получится ли? И возможно ли существование новой экономики параллельно с неэффективной старой? И не будет ли новая экономика использована для поддержки жизнеспособности старой? Попытки перемен есть, но они нерешительные, робкие, и непонятно, приведут ли к чему-нибудь вообще.
— Может ли Россиия ослабить вожжи по отношению к нам, или отношения между нашими странами будут развиваться в прежнем русле?
— Россия достаточно спокойно, во всяком случае, на официальном уровне, отнеслась к позиции Беларуси по внешней политике. К тому, что Беларусь не поддержала ее позицию в конфликте с Западом и Украиной, не поддержала продовольственное эмбарго, экономические санкции России против Украины. Россия, по сути, смирилась с этим, поэтому если делать маленькие шаги по усилению экономической независимости, то России придется с этим считаться.
Другое дело, что есть красные линии, которые четко обозначены, и Лукашенко хорошо их знает. Красные линии – это нахождение Беларуси в тех интеграционных объединениях, которые создала Россия: Союзное государство, ОБКБ, ЕАЭС. И пока Беларусь находится во всех этих объединениях, дистанцирование от России, хотя Москве это и неприятно, она не будет предпринимать никаких ответных мер. Но если Беларусь попытается выйти из этих соглашений или вступить в какие-то параллельные соглашения, например, как сделала Украины с Евросоюзом, вступив в соглашение об ассоциации, тогда реакция будет жесткой.
— До президентских выборов в России остается чуть больше месяца. Может ли что-то измениться в наших отношениях после того, как Путин въедет в Кремль еще на 6 лет?
— Все меняется очень быстро, поэтому прогнозировать трудно. В этом году острых конфликтных узлов я не вижу. Самые главные в отношениях наших стран – конфликты в сфере энергетики. Беларусь требует льготных условий для поставок нефти и газа, но решения, которые приняты на 2018-2019 годы, вполне устраивают официальный Минск.
А вот дальше встает вопрос, готова ли Россия к единому рынку нефти и газа в рамках ЕАЭС, как она пообещала. Уже появились первые признаки, о чем с возмущением говорил белорусский премьер Андрей Кобяков, что Россия хочет отодвинуть переход на одинаковые цены на нефть и газ. Второй момент, который обозначил уже Александр Лукашенко, это вопрос о границе. Стороны должны в первом квартале договориться о взаимном признании виз. Они обещали это сделать к началу этого года, но не договорились, теперь отодвигают на первый квартал, а в связи с этим отодвигается решение Беларуси о введении 10-дневного безвизового посещения нашей страны гражданами 80 стран.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.45 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!