Сегодня кажется обычным делом, что, благодаря спутниковому телевидению, можно в прямом эфире смотреть трансляции событий, происходящих на другом континенте. В этом году, кстати, юбилей - 55 лет первой трансляции из Нового Света в Европу при помощи спутника Telstar. Но мы поговорим не об этом.
Ещё до запуска первых спутников инженеры в США задумались над вопросом увеличения охвата телевизионным сигналом тех частей страны, где не хватало мощности стационарных телевизионных вышек. Так в недрах компаний Westinghouse Electric Corporation и Glenn L. Martin Co родился проект Stratovision.
Схема организации покрытия Stratovision
Идея была достаточно простой - самолёты оснащались мощными ретрансляторами телевизионных и FM-радиосигналов и, летая на большой высоте, должны были покрывать территорию вокруг базовой стационарной станции. На бумаге проект появился в 1944 году и уже к 1948 году инженеры имели работающий прототип. Первоначально планировалось, что флот Stratovision будут составлять 60 специально оборудованных авиалайнеров Lockheed Martin 2-O-2.
Lockheed Martin 2-O-2 с выдвинутой антенной ретранслятора. Рисунок прототипа, 1948 год
Для испытаний же был переоборудован бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress - установлена антенна на киле и выдвижная антенна под фюзеляжем. 23 июня 1948 он поднялся в небо и провёл ретрансляцию съезда Республиканской партии из Филадельфии, штат Пенсильвания в соседние 9 штатов.
Переоборудованный Boeing B-29 Superfortress в полёте.
Глава проекта Stratovision Чарльз Эдвард Ноублс с инженером Беном Кэрроллом во время полёта 23 июня 1948 года
Анализ результатов, полученных после этой трансляции, показал, что для передачи сигнала с одного берега континента на другой будет достаточно всего 8 самолётов. Ещё 6 самолётов смогут покрыть сигналом 78% территории страны. Инженеры проекта считали, что они смогли решить все технические проблемы Stratovision и дело лишь за полноценным внедрением в коммерческую эксплуатацию. Но, увы - оказалось уже слишком поздно. К 1949 году монополист на рынке кабельных сетей США AT&T завершила прокладку коаксиального кабеля, который соединил Восточное и Западные побережья континента. Этот факт, а также развитие стационарных телевизионных вышек привёл к тому, что проект Stratovision был закрыт в 1950 году.
Однако, сама идея не умерла вместе с закрытием проекта и ещё не раз применялась после. Так в 1957 году во время 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве была организована трансляция с помощью самолётов-ретрансляторов в Смоленск, Минск и Киев. В качестве ретранслятора использовалась специальная модификация Ли-2 с литерами РТ. Несколько самолётов летали на высоте около 4 километров, перебрасывая "телевизионный мост" между городами, а принятый с самолёта сигнал ретранслировался через местные телевизионные вышки.
Самолёт Ли-2РТ. В центральной части фезюляжа виден ретрансляционный блок.
А в США снова вспомнили о Stratovision в 1961 году. Начался проект MPATI (Midwest Program on Airborne Television Instruction), в рамках которого на протяжении 7 лет велась трансляция образовательных программ для детей в северной части штата Индиана. Для этого использовался переоборудованный Douglas DC-6.
Douglas DC-6 проекта MPATI, 1961-68 гг.
Как это часто бывает, технические идеи, связанные с телевидением или радио, становятся инструментами ведения информационной войны. Не стал исключением проект Stratovision. Специально оборудованные самолёты использовались для ретрансляции телевизионных программ во время войны во Вьетнаме, в Югославии и даже в последней кампании НАТО в Ираке. Вот так идеи, заложенные в конце 1940ых годов, находят своё применение и сегодня.
Первоисточник