АВИАЦИЯ и иные...
13,064,335 33,404
 

  Внимательный ( Слушатель )
08 фев 2018 08:22:24

Что делать, если передать сигнал на большие расстояния очень надо, а спутники ещё не летают?

новая дискуссия Статья  222

Сегодня кажется обычным делом, что, благодаря спутниковому телевидению, можно в прямом эфире смотреть трансляции событий, происходящих на другом континенте. В этом году, кстати, юбилей - 55 лет первой трансляции из Нового Света в Европу при помощи спутника Telstar. Но мы поговорим не об этом.
Ещё до запуска первых спутников инженеры в США задумались над вопросом увеличения охвата телевизионным сигналом тех частей страны, где не хватало мощности стационарных телевизионных вышек. Так в недрах компаний Westinghouse Electric Corporation и Glenn L. Martin Co родился проект Stratovision.



Схема организации покрытия Stratovision
Идея была достаточно простой - самолёты оснащались мощными ретрансляторами телевизионных и FM-радиосигналов и, летая на большой высоте, должны были покрывать территорию вокруг базовой стационарной станции. На бумаге проект появился в 1944 году и уже к 1948 году инженеры имели работающий прототип. Первоначально планировалось, что флот Stratovision будут составлять 60 специально оборудованных авиалайнеров Lockheed Martin 2-O-2.

Lockheed Martin 2-O-2 с выдвинутой антенной ретранслятора. Рисунок прототипа, 1948 год
Для испытаний же был переоборудован бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress - установлена антенна на киле и выдвижная антенна под фюзеляжем. 23 июня 1948 он поднялся в небо и провёл ретрансляцию съезда Республиканской партии из Филадельфии, штат Пенсильвания в соседние 9 штатов.

Переоборудованный Boeing B-29 Superfortress в полёте.

Глава проекта Stratovision Чарльз Эдвард Ноублс с инженером Беном Кэрроллом во время полёта 23 июня 1948 года
Анализ результатов, полученных после этой трансляции, показал, что для передачи сигнала с одного берега континента на другой будет достаточно всего 8 самолётов. Ещё 6 самолётов смогут покрыть сигналом 78% территории страны. Инженеры проекта считали, что они смогли решить все технические проблемы Stratovision и дело лишь за полноценным внедрением в коммерческую эксплуатацию. Но, увы - оказалось уже слишком поздно. К 1949 году монополист на рынке кабельных сетей США AT&T завершила прокладку коаксиального кабеля, который соединил Восточное и Западные побережья континента. Этот факт, а также развитие стационарных телевизионных вышек привёл к тому, что проект Stratovision был закрыт в 1950 году.
Однако, сама идея не умерла вместе с закрытием проекта и ещё не раз применялась после. Так в 1957 году во время 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве была организована трансляция с помощью самолётов-ретрансляторов в Смоленск, Минск и Киев. В качестве ретранслятора использовалась специальная модификация Ли-2 с литерами РТ. Несколько самолётов летали на высоте около 4 километров, перебрасывая "телевизионный мост" между городами, а принятый с самолёта сигнал ретранслировался через местные телевизионные вышки.

Самолёт Ли-2РТ. В центральной части фезюляжа виден ретрансляционный блок.
А в США снова вспомнили о Stratovision в 1961 году. Начался проект MPATI (Midwest Program on Airborne Television Instruction), в рамках которого на протяжении 7 лет велась трансляция образовательных программ для детей в северной части штата Индиана. Для этого использовался переоборудованный Douglas DC-6.

Douglas DC-6 проекта MPATI, 1961-68 гг.
Как это часто бывает, технические идеи, связанные с телевидением или радио, становятся инструментами ведения информационной войны. Не стал исключением проект Stratovision. Специально оборудованные самолёты использовались для ретрансляции телевизионных программ во время войны во Вьетнаме, в Югославии и даже в последней кампании НАТО в Ираке. Вот так идеи, заложенные в конце 1940ых годов, находят своё применение и сегодня.



Первоисточник
Отредактировано: ConstB - 13 фев 2018 18:11:41
  • +0.47 / 12
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  DMAN ( Слушатель )
08 фев 2018 09:12:05

Когда спутников еще не было, в реальной жизни существовали тропосферные
радиорелейные линии связи. Например тропосферная радиорелейная линия связи
«Север». Циклопическая штука, скажу я вам.

ЦитатаЛиния имела протяжённость 13 200 километров и состояла из 46 тропосферных радиорелейных
станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и
Тихого океанов и крупнейших сибирских рек: Обь, Енисей и Лена. Линия связи была развернута
в конце 60-х годов и обеспечивала связью воинские части, администрацию и население Крайнего
Севера и Дальнего Востока на территории, составляющей 60% площади России. Система состояла
из 7 линий и имела 2 узла, в подчинении у которых находились остальные центры и станции. Это
была сеть радиорелейных станций, расположенных друг от друга на расстоянии 120-450 км и
представляющих собой автономные военные городки, которые самостоятельно решали вопросы
обеспечения электроэнергией и теплом, эксплуатации техники, жизнеобеспечения и доставки
необходимых грузов.

https://victorboriso…91527.html
  • +0.39 / 13
  • АУ
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
08 фев 2018 12:37:36

        А ничего, что на тот год "Локхид-Мартин" ещё не было? Более того даже не существовало фирмы "Мартин-Мариета" из слияния "Локхида" с которой и родилась? Существовало три фирмы: "Локхид", "Мартин" и "Американ-Мариета". И самолёт сделала фирма "Мартин".
  • +1.07 / 25
  • АУ
 
  KonOnOff ( Слушатель )
09 фев 2018 19:18:43

Камрад! Любимый и родной мной! Я же это уже давно это предлагаю! Ту-95, как стратеги, свою роль отработают. Я же их предлагаю не распиливать, а модернизировать в стратегические ретрансляторы! Уже несколько лет за это ору и умираю душой! Зачем "медведей" списовать? Пусть летают! Снять с них только эти двиглы и редукторы обратного хода винта, энергетику перераспредилить на радиостанции. И пусть летают ещё 30 лет! Ну, сетками всё покрыть, пушки с "жопы" снять, процессорные стойки по обработке сигналов и маршрутизаторы терабитные на борту поставить...Всё впихать в антенны и маршршруты по каналам извне и во вне...
  • -0.08 / 3
  • АУ