Александр Разуваев
По итогам 2017 г. обеспеченность ПАО "НК "Роснефть" доказанными запасами углеводородов по классификации SEC составила около 20 лет.
Доказанные запасы углеводородов ПАО "НК "Роснефть" на 31.12.2017 г. по классификации SEC составили 39,907 млрд барр. н.э. (5,395 млрд тонн нефтяного эквивалента). Запасы углеводородов по сравнению с запасами на конец 2016 г. увеличились на 2,135 млрд барр. н.э. (284 млн т н.э.) или на 6%. Аудит, предусматривающий оценку запасов до конца срока рентабельной разработки месторождений, проведен компанией DeGolyer&MacNaughton.
Обычная новость, которая в принципе интересна лишь акционерам главное российской нефтяной компании, заслуживает тем не менее отдельного комментария. Уже лет 15 или 20 цифру обеспеченности запасами российских нефтяных компаний различные оппозиционные эксперты трактуют очень предвзято. Если кратко и в контексте сегодняшней новости - через 20 лет нефть у Роснефти закончится, и дело труба. Роснефть прекратит свое существование, а следом и Россия, т.к. бюджет Российской Федерации прикажет долго жить. Обычно у псевдоэкспертов данное утверждение сочетается с точкой зрения, что через 10-20 лет нефть никому не будет нужна, т.к. с помощью новых технологий мир перейдет на альтернативную энергетику. Последняя точка зрения очень популярна у некоторых российских чиновников и системных либералов, ее неоднократно озвучивал руководитель Сбербанка РФ Герман Греф.
На самом деле российские нефтяники, как и положено, проводят разведку новых месторождений и, как мы видим, проблем с обеспеченностью запасами у них нет. Более того, у российских нефтяников обеспеченность запасов выше, чем у большинства зарубежных компаний. Эта ситуация уходит корнями в еще советское прошлое. СССР готовился к длительной мировой войне и уделял достаточно внимания обеспеченности нефтяными запасами. В отношении Газпрома многие западные эксперты даже полагают, что газовый холдинг не сможет их полностью монетизировать.
При оценке нефтегазовых холдингов размер запасов является ключевым. Однако, в отношении российских компаний он используется редко, как кстати и размер добычи. Дело в том, что из-за жесткого налогового режима значительная часть выручки от экспорта сырья достается бюджету, а не акционерам. Возможно это не совсем справедливо, однако, без консолидации природной ренты в бюджете Российскую Федерацию как государство пришлось бы распускать.
Что касается вопроса, будет ли нужна нефть мировой экономике через 20 лет, это покажет только время. Однако на данный вопрос мы склонны дать скорее положительный, чем отрицательный ответ.