Самоуверенность американцев не позволяет им эффективно бороться с зарубежными разведками
|
Эдгар Гувер возглавлял Федеральное бюро расследований почти полвека. Фото Библиотеки Конгресса США
|
Развернувшаяся в США на первый взгляд беспрецедентная кампания «шпиономании», в центре которой оказались спецслужбы России, якобы внедрившиеся в соответствующие структуры и способствовавшие в том числе избранию выгодного Москве лидера американской нации, невольно заставляет обратиться к некоторым эпизодам из истории борьбы со шпионажем за океаном и реальному положению дел в этой области.
ПРИЧИНЫ АНТИПАТИЙ
Вообще американцам свойственна подозрительность в отношении так называемой борьбы со шпионами и, в частности, органов, которые эту борьбу ведут, – контрразведке. Такая борьба в американской обывательской среде зачастую рассматривается как открытое попрание конституционных свобод граждан, или – попросту – вмешательство в частную жизнь. Распространению этих настроений объективно способствуют с регулярной периодичностью возникающие ситуации, когда так называемые встревоженные фанатики в верхних эшелонах власти в открытую извращают формы и методы контрразведывательной деятельности, превращая атмосферу подозрительности в стране в чистый абсурд, что, кстати, и происходит в настоящей время.
Попрание свобод в США своими корнями уходит ко временам Гражданской войны, когда сотрудники спецслужб североамериканцев задерживали без разбора и без оснований подозреваемых в подрывной деятельности в пользу конфедератов. Потом оказывалось, что настоящих «лазутчиков» среди многих сотен арестованных были единицы.
В следующий раз подобная ситуация возникла, как ни покажется странным, не накануне или в ходе, а после окончания Первой мировой войны. Генеральный прокурор Мишель Палмер, намеревавшийся выдвинуть свою кандидатуру в президенты на предстоявших выборах, явно перестарался, организовав массовую кампанию поиска «красных шпионов», в результате которой настоящих агентов большевиков арестовали единицы, а вот свою репутацию «поборника свободы» прокурор подпортил настолько, что ни о каком президентстве уже не могло быть и речи.
В ходе и после Второй мировой войны серия разоблачений так называемых агентов Кремля, способствовавших утечке ядерной технологии в Советский Союз (что якобы и явилось непосредственной причиной испытания Москвой атомной бомбы в конце 40-х годов прошлого века), инициировала очередную вспышку шпиономании в стране и повсеместный поиск «коммунистических и прокоммунистических элементов». Тогда даже возник афоризм: «Поиск коммуниста под кроватью». Фанатичный до умопомешательства антикоммунист сенатор Джозеф Маккарти лично возглавил эту кампанию, жертвами которой пали не только многочисленные члены американских коммунистических и других левых организаций, но и сотни не причастных к политике людей, вина которых заключалась лишь в симпатии к стране, победившей фашизм.
Следующий по времени всплеск шпиономании в США имел место в 60–70-е годы ХХ века, когда на волне протестов в связи с развязанной Вашингтоном войной в Юго-Восточной Азии тысячи в основном молодых американцев начали своеобразный поход против будто сорвавшихся с цепи в военном угаре представителей американского истеблишмента. Антивоенное движение в этот период совпало с развернувшейся борьбой национальных меньшинств, главным образом чернокожих, за свои попранные права. Все это инициировало беспрецедентный внутриполитический кризис в США. Симптоматично, что правящие круги в Вашингтоне не нашли ничего лучшего, как организовать очередную охоту на ведьм, на этот раз под предлогом поиска агентов иностранных спецслужб (советских, естественно) в антивоенном движении и в среде борцов за гражданские права. «Борьбу со шпионами» лично возглавил известный ястреб, бессменный директор Федерального бюро расследований Эдгар Гувер, инициировавший реализацию соответствующей так называемой контрразведывательной программы.
Естественно, не было поймано ни одного «иностранного агента», но многим американским гражданам и целым семьям был причинен непоправимый моральный и репутационный ущерб. Ко всему этому следует присовокупить и разразившийся в середине 70-х годов скандал вокруг так называемого уотергейтского эпизода, когда по указанию лично президента Ричарда Никсона сотрудники спецслужб напрямую вмешались в предвыборную борьбу, не гнушаясь криминальными методами. Всеобщее негодование и открытое возмущение людей в отношении действий спецслужб вынудили американских законодателей провести специальное расследование, в результате которого контрразведывательная программа была резко осуждена. Гувер и его соратники подвергнуты остракизму, а лица, напрямую причастные к нарушению законов, были либо лишены должности, либо даже осуждены...
Ссылка на полную статью