В январе 2018 года погрузка на сети ОАО "РЖД" выросла на 3,5% и составила 103,5 млн т. За аналогичный период прошлого года погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" составила немногим более 100 млн т. Грузооборот за январь 2018-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,6% и составил 214,8 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,4% и составил 273,8 млрд т-км.
Уголь притормозили морозы и праздникиЯнварь остается не самым активным временем года, что в очередной раз подтвердилось при транспортировке наиболее массовой номенклатуры – угля. В первый месяц года железными дорогами было погружено 31 млн т каменного угля. Это на 1,1% меньше, чем за тот же период минувшего года, и на 5% меньше декабря 2017-го, когда погрузка установила очередной рекорд и составила 32,6 млн т. Стоит отметить, что последний раз отрицательная динамика погрузки угля наблюдалась лишь в октябре 2016-го. Однако нынешнее снижение показателей обусловлено в том числе и рядом объективных причин. Помимо традиционно высокой заадресовки в праздничный период, снижение погрузки угля предопределили сложные метеоусловия. Наиболее ощутимо они отразились на работе ЗСЖД, где по некоторым данным образовалась пробка из 30–32 тыс. порожних вагонов. В итоге на ряде предприятий Красноярского края, Кемеровской области, Еврейской автономной области и некоторых других регионов был выявлен недогруз в адрес предприятий ЖКХ. По данным РЖД на 26 января, из-за отсутствия подвижного состава недогруз только в Красноярском крае составил 2141 вагонов угля.
Впрочем, как считает исполнительный директор союза операторов железнодорожного транспорта Алексей Дружинин, ссылки исключительно на аномально низкие температуры не исчерпывают проблему, поскольку она возникает зимой ежегодно в течение уже многих лет. Чаще всего ее вызывают две основные причины: плохие метеоусловия, блокирующие работу портов, и проблема с погрузкой угля из-за его смерзания по причине низких температур в Кузбассе. В этом же году, по словам эксперта, добавились факторы неравномерной отгрузки угля в течение года и хорошей конъюнктуры угольного рынка за рубежом. Однако к середине февраля, согласно ежегодной практике, проблема уже будет урегулирована, считают в СОЖТ.
Впрочем, февраль может внести и свои коррективы в планы перевозчиков. Так, в свете возросших требований к экологичности Владивостокский морской рыбный порт должен прекратить перевалку угля на причале № 50 до конца текущего года, на причале № 46 – в последующие 2 года. А до конца февраля 2018-го будет сокращена на 50% перевалка угля на мощностях ОАО "Терминал Астафьева" в Находке. Согласно официальному заявлению администрации Приморского края, принятое решение также связано с требованиями экологичности и усилением ветра в зимний период, что не способствует перевалке сыпучих грузов. Как считает главный аналитик ПАО "НПК ОВК" Лейсана Коробейникова, дальнейший рост экспорта российского угля ограничен портовыми мощностями, поэтому работа по их увеличению ведется уже сейчас. Так, например, с января 2018 года Морской торговый порт Усть-Луга отказался от работы с грузами ро-ро и начал переваливать уголь на терминале "Юг-2". В планах МТП значится отгрузка 4 млн т угля в текущем году и строительство угольного терминала до 15 млн т в перспективе. В то же время "Востокуголь" договорился с группой "ОТЭКО" о создании хаба в порту Тамань по экспорту пылеугольного топлива. Угли будут поставляться с разрезов "Восточный" и "Кийзасский". Поставки планируется начать уже нынешним летом.
В то же время на фоне общих проблем ряд операторов, наоборот, продемонстрировал рост показателей в данном сегменте. Так, например, в январе 2018 года
железнодорожный оператор "Восток1520" (входит в состав Первой тяжеловесной компании) увеличил долю внутрироссийских отправок в структуре перевозок до 23,4% (рост на 5,3 пп. по сравнению с декабрем 2017 г.).
"Компания продолжила обеспечивать грузоотправителей подвижным составом для отправки угля на предприятия энергетического комплекса и ЖКХ. Сроки доставки топлива по сети РЖД поддерживаются за счет улучшенных технико-экономических характеристик парка нового поколения – снижения числа осмотров в пути следования и отцепок в ремонт",
–
сообщается в материалах компании.
Со станций Западно-Сибирской железной дороги в вагонах повышенной грузоподъемности "Восток1520" отправлено 345 тыс. т угля. Рост к декабрю 2017 года составил 54%. Основными грузополучателями выступили СИБЭКО, Хабаровская генерация, Ново-Кемеровская ТЭЦ, Троицкая ГРЭС и др. Со станций Красноярской железной дороги отправлено 153 тыс. т. топлива, что на 51% выше уровня декабря 2017-го. Среди получателей угля – Абаканская ТЭЦ, Красноярская ТЭЦ-1 и Красноярская ТЭЦ-2.
Нефть не может определитьсяВ январе 2018 года снижение уже в сегменте высокодоходных грузов продемонстрировала перевозка нефти и нефтепродуктов. Если в январе 2017-го было перевезено 21,2 млн т нефти и нефтепродуктов с ростом на 1,9% к январю 2016-го, то за январь 2018-го этот показатель составил 20,7 млн т. Это на 2,5% ниже, чем в январе 2017-го, и на 3% ниже показателей декабря 2017-го, когда погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась к предыдущему году на 0,9%, составив 21,3 млн т.
Согласно данным ГВЦ РЖД, железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в экспортном и импортном направлениях в и из портов РФ по итогам января 2018 года сократились на 8,1% по сравнению с показателем аналогичного периода 2017-го и составили 7,13 млн т. В том числе экспортные перевозки составили 7,12 млн т (-8%), импортные – 2,05 тыс. т (-84,1%). Наблюдается и определенное изменение в структуре грузов: при сокращении перевозки мазута увеличение показывают перевозки дистиллятов газового конденсата. Как отмечает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Илья Колодяжный, погрузка нефтяных грузов на железнодорожном транспорте сокращается уже не первый год, что связано с развитием альтернативных видов транспорта. При этом основным конкурентом железнодорожного является трубопроводный транспорт.
С неизбежностью переключения нефтяных грузов на альтернативные виды транспорта соглашаются и сами железнодорожники. Так
согласно долгосрочной программе развития ОАО "РЖД" до 2025 года потери нефтегрузов могут составить около 15 млн т ежегодно. В то же время, как считает И. Колодяжный, рост грузовой базы на железнодорожном транспорте может быть вызван вводом новых мощностей по производству нефтяной и нефтехимической продукции, разработкой новых месторождений, выстраиванием системной работы по взаимодействию с ПАО "Транснефть", а также применением механизма тарифного коридора. Например, применение в прошлом году скидки на перевозки нефтяных грузов позволило ОАО "РЖД" привлечь с внутреннего водного транспорта около 1 млн т. В нынешнем январе ОАО "РЖД" уже ввело скидку на перевозку мазута и дизельного топлива в северо-западные порты. Понижающий коэффициент, который вводит перевозчик, составляет 0,630 к применяемым тарифами и будет действовать в течение всего 2018 года.
Черные металлы просятся в ростНачало года оправдывает ожидания перевозчиков, связанные с ростом погрузки черных металлов. В январе погрузка этой номенклатуры на сети РЖД составила 6,6 млн т. Это на 10,5% больше аналогичного показателя прошлого года. В декабре 2017-г., напомним, погрузка черных металлов достигла 7,2 млн т, показав достаточно динамичный рост на 14% к данным 2016-го. На показателях работы Новосибирского филиала ПГК можно проследить факторы роста в данном сегменте. Так, по итогам 2017 года здесь перевезли 510 тыс. т. черных металлов, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 2016-го. Как отметил директор Новосибирского филиала Евгений Долженко, рост показателей связан с повышением производительности вагонов: сокращением порожнего пробега и времени простоя, а также увеличением доли сдвоенных грузовых операций на станциях в Кемеровской области. Кроме того, здесь зафиксирован трехкратный рост перевозок в полувагонах, до 450 тыс. т. Поставки сибирской металлопродукции в вагонах ПГК осуществлялись в 24 страны.
Ключевыми потребителями выступили Россия, Тайвань и Казахстан – 95% от всего объема перевозок. В частности, объем отправок в Тайвань увеличился в 2,7 раза, до 295 тыс. т., Казахстан – в 10 раз, до 27 тыс. т. По экспертным оценкам специалистов компании "Северсталь", мировые цены на металлопродукцию, в частности сталь, продолжат свой рост и в I квартале 2018 года. Это произойдет преимущественно за счет снижения экспорта Китаем и увеличения спроса на внутреннем рынке на 3−4%. В целом, как считает Л. Коробейникова, рост внутреннего спроса, а также высокие экспортные цены будут стимулировать умеренный рост перевозок черных металлов в 2018 году.