16 февраля стало известно, что бизнесмен продает почти целиком свой пакет акций «Магнита» (у него останется около 2,7% против 31,79%) и покидает компанию. Сумма сделки составила 138 млрд рублей, новым совладельцем ретейлера стала группа ВТБ.
Проблемы у «Магнита» начались еще в 2016 году, когда ретейлер впервые сократил прибыль. Сам Галицкий объяснял это тем, что сеть активно инвестировала в обновление старых магазинов, открытие новых, запуск и увеличение собственных производств, например инвестиции в грибную ферму в Краснодаре.
Затем ситуация усугубилась: чистая прибыль «Магнита» в 2017 году сократилась на 34,7% по сравнению с 2016 годом — до 35,5 млрд рублей. Вслед за финансовыми показателями упала и стоимость акций (с более 12 900 рублей в августе 2015 года до менее 4500 в начале этого), и состояние самого Галицкого, который, несмотря на сокращение доли в компании, оставался ее крупнейшим акционером. В 2014 году Forbes оценил состояние Галицкого в $10,3 млрд, сейчас оно не превышает $4 млрд.
Что подкосило «Магнит»? Парадоксально, но компания, из года в год входившая в рейтинг самых инновационных компаний по версии Forbes, перестала отвечать на вызовы времени. Галицкому удалось выстроить эффективную логистику внутри компании и построить крупнейшую федеральную сеть из магазинов. В 2000-е этот подход привел «Магнит» к успеху, теперь же оказалось, что штамповать магазины, напоминающие, по словам одного из конкурентов, жестяные сараи, уже недостаточно.
«Многие из магазинов «Магнита», которые открывались в последнее время, напоминали магазины из 1990-х. Между тем потребитель сильно поменялся, и поменялись представления о том, как должен выглядеть ретейл», — говорит старший аналитик по потребительскому сектору компании «Атон» Виктор Дима. Он отмечает, что конкуренты уловили этот тренд: тот же X5 улучшил внешний вид и ассортимент продукции, пройдя эту трансформацию.
По словам эксперта, после очень длинной фазы роста «Магнит» столкнулся с тем, что у него старая база магазинов, которые требуют обновления. «Компания была очень сфокусирована на росте и на рыночной доле, что было правильной стратегией, но при этом конкуренты очень эффективно сфокусировались на улучшении внешнего вида магазинов, на улучшении наполняемости магазинов и управляемости. Это просто конкурентная борьба. И сектор ретейла более конкурентен, что многие другие сектора в России», — заключает Дима.
«Средний чек падает, выручка тоже падает, и гэп, который возник с «Пятерочкой» из-за того, что они позже начали заниматься обновлением магазином, очень сильно начал давить на их финансовые показатели», — описывает проблемы «Магнита» старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим.
Свою роль сыграли и сыграли макроэкономические факторы — сочетание замедления инфляции и падение доходов населения. «Магнит» работает в основном в регионах, где реальные доходы продолжают снижаться», — напоминает Бит-Аврагим.
Управляющий активами Da Vinci Capital Святослав Арсенов напоминает, что в начале 2016 года пост руководителя «Тандера» покинул миноритарий компании Владимир Гордейчук, работавший с Галицким с самого ее основания. В компании он занимался операционными вопросами, такими как ассортимент, логистика, которые нужно контролировать на ежедневном уровне, и его отставка негативно сказалась на происходящем в ретейлере, считает аналитик.
Именно проблемы с менеджментом стали фактором, который со временем привел к плохим результатам. «Управление, менеджмент, формирование ассортимента — все это влияет на маржинальность бизнеса, на какие-то совсем небольшие цифры, которые при общем огромном обороте оказываются в результате существенными», — резюмирует Арсенов.
http://www.forbes.ru…vit-magnit