Обсуждение космических программ
9,260,806 41,556
 

  sign ( Слушатель )
01 мар 2018 12:47:20

Ядерная двигательная установка

новая дискуссия Дискуссия  1.434

Уже на вооружении! Об этом доложил Путин.

Меньше в сотни раз ядерного реактора подводной лодки, но мощнее в 10 раз!


Круто!!!
  • +0.32 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (30)
 
 
  VictorS ( Слушатель )
01 мар 2018 15:01:03

 Детали, пожалуйста. На водороде?,
  • +0.26 / 2
  • АУ
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
01 мар 2018 15:56:39

Похоже на воздухе крылатая ракета и на воде торпеда. 
Путин сегодня выступал и показал видео с испытаний. Деталей он не сказал))))
https://youtu.be/A2oyIJ6ZHo0
  • +0.25 / 5
  • АУ
 
 
  sign ( Слушатель )
01 мар 2018 16:31:56

Путин деталей не рассказал.
Смотрим, что есть. Некая штука, скорость 20 махов в плотной атмосфере, температура поверхности, от трения, до 2000 цельсия. Расстояние - неограниченно. Маневрирует.
При этом. Ядерная двигательная установка меньше атомного реактора подводной лодки в 100 раз и мощнее в 10.
Я не знаю, что  и думать.
Кроме некоего вида термояда, ничего в голову не приходит. 
Такая же ядерная двигательная установка и в подводной ракете. Скорость под водой больше скорости всего надводного. И с маневрированием, а не как торпеда.
Боевой лазер. Наличие такого источника энергии позволяет.
Ну, это, как, ежели в 1918 году, в небе появился бы су-35.  Или в отечественную выкатился бы лупить супостата  т-90.
  • +0.60 / 8
  • АУ
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
01 мар 2018 21:17:34

Не-а. Намного. намного круче
Скорее как если бы во времена XII династии в распоряжении фараона появилась бы каравелла с косым парусом
  • +1.34 / 17
  • АУ
 
 
 
  iz_kirova. ( Слушатель )
01 мар 2018 23:56:20

Управляемой термоядерной реакции нет. Так что все ядерное.
  • +0.26 / 3
  • АУ
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
02 мар 2018 08:18:56

Ну вы осетра то урежте))) Скорость, официально объявленная 10махов. Но это не ядерная штука, скорость ядерной никто не сказал, хотя я надеюсь на сверхзвук.
Но я все равно в шоке!!!! Вчера мы шагнули в будущее!!!
Гиперзвук принят на вооружение и выпускается серийно! Маневрирующая боеголовка. Я увидел прообраз многоразового космического носителя. Слухи ходили что самолет 6 поколения будет гиперзвуковым и с возможностью выхода в космос, вот вчера показали серийные прототипы! Маск может удавиться со своим Фелконом.  Он уже отстал на целое поколение.
Ядерный малогабаритный двигатель мегаваттного класса. Мои сокурсники на дипломе писали прожекты полетов к Марсу, вопрос был где брать энергию на десятки ионных двигателей. Теперь полет будет занимать недели а не месяцы. Межорбитальные буксиры и межпланетные корабли это уже не фантастика а обыденный инженерный труд!
Я понимаю что нужен ответствующий преобразователь энергии и теплообменник но это задачи проще на порядок.
На мой взгляд из ракет теперь нужен тяж и супертяж, все остальное скоро умрет за ненадобностью. С этой точки зрения многоблочная Ангара играет новыми красками, а все остальное это уже как поршневой самолет по сравнению с реактивным. Долетает свой век и с почетом в музей.
Короче всех поздравляю!!!
  • +0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  sign ( Слушатель )
02 мар 2018 09:08:40

Планирующий модуль - 20 махов.

"Итак, от существующих типов боевого оснащения эта система отличается способностью совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз". (Путин)

ЦитатаНо это не ядерная штука, скорость ядерной никто не сказал, хотя я надеюсь на сверхзвук.

"Одно из них – создание малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования или американского «Томагавка», но при этом обеспечивает в десятки раз – в десятки раз! – большую дальность полёта, которая является практически неограниченной. Низколетящая, малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полёта и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО." (Путин)

"В конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. В ходе полёта энергоустановка вышла на заданную мощность, обеспечила необходимый уровень тяги." (Путин)

Кстати, прошерстил послание Путина, упоминания про 10 махов не увидел. 20 есть, а откуда же взялись 10? Непонимающий
  • +0.36 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
02 мар 2018 09:31:47

  • +0.56 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
02 мар 2018 11:32:28

Вы разделите разные изделия. Планирующий модуль-по сути ядерная боеголовка МБР входящая в атмосферу со скоростью близкой к 1 космической. Это и есть эти самые 20 махов. Новость в том что она теперь может маневрировать на всей траектории по дальности и направлению а не просто падать как раньше. Короче продолжение проекта Спираль-грубо говоря. Конечно на новом технологическом уровне. Естественно скорость будет падать в течении полета.
10 махов это гиперзвуковая ракета "Кинжал", которая уже поставлена на вооружение, пуск ее с миг-31 показали в ролике. Я надеюсь это прототип будущих гиперзвуковых самолетов. 10 махов это уже 3,5 км/с. Интересно на какой высоте выдает и какой у нее потолок? И возможен ли рост скорости с увеличением высоты полета.
Скорость же крылатой ракеты с ядерным двигателем не назвали. Я надеюсь на сверхзвук, такое изделие на дозвуке все таки будет уязвимо. Но там самый цимес-это реактор.
  • +0.57 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
02 мар 2018 12:21:34

       Противокорабельная ракета "кинжал" - 10 М. Пересмотрите внимательно ещё раз или поверьте на слово. Двадцать махов - это планирующий крылатый боевой блок МБР "авангард". Вернее более двадцати.
  • +0.47 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
12 мар 2018 12:44:54

Ну если дать волю фантазии и притянуть за уши некоторые факты последнего времени, можно наскрести следующее.
1. Восстановление производства Ту-160
2. Ростатом обявил о выпуске ядерного двигателя для космических программ. Плюс 1 марта озвученые ядерные двигатели уже практически на любой вкус, ну уж если в крылатую ракету запихали, просто слов нет.
3. 20 с небольшим маха это уже (первая космическая скорость) готовы материалы давигатели и технологии управления и связи на таких скоростях
4. Боевой Лазер на презентации смотрелся странно смонтированным инородным элементом и главный вопрос который возник у меня как у служившего человека, ПОЧЕМУ он покрашен в БЕЛЫЙ цвет! (Три наряда в неочереди и немедленно перекрасить!!!) Ну если его с самолета сняли вопросов нет. Не ну понятно что белый меньше греется, но при той энергетике это как мертвому припарки. 

И как бы фантастически это не звучало, не настало ли время достать с пыльных полок проект Мясищева М-19? 
На мой дилетантский взгляд практически все готово, осталось только собрать. Разработка его вроде как советское время достаточно далеко зашла, но отдали приоритет Бурану.

Поколению комиксов, все эти гиперзвуковые ракеты, как то не особо доходчиво. А вот "Звёздные войны" они все смотрели, тут бы поняли быстро. Гиперзвуковой космический самолет горизонтального взлета с ядерной силовой установкой и лазерами, это любым жертвам недообразования предельно понятно. Все как в Звездных войнах, только он настоящий.

Габариты кстати вполне сопоставимы с Ту-160
М-19 и Ту-160
Длина 69 и 54.1
Размах крыла 50 и 55.7
Высота 15.2 и 13.1
 
  • +0.18 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
12 мар 2018 17:00:56

Если бы программа Мясищева была принята, то скорее всего в конце 80-х мы обладали бы серийными образцами воздушно-космического самолета с ядерным двигателем.
И хотя история не имеет сослагательного наклонения, все же можно предположить с большой долей вероятности, такое развитие событий

В настоящее время, это не выглядит фантастикой с технической стороны дела. 
Даже в 1974 году ознакомившись с проектом, академик Александров сказал, что в течение 10 лет может быть создан серийный (он сказал «деловой») образец комбинированной двигательной установки с ядерным реактором данных параметров.
Сейчас же это фантастика, разве что с экономической стороны. имхо
  • +0.16 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
12 мар 2018 17:39:31

Ну оно да, фантастикой уже вообще не выглядит.
Вызывает антирес и еще такой разрез. 
А на чём собственно господа из Росатома собираются в 2020 году в космосе летные испытания  Летные испытания ядерной космической энергодвигательной установки проводить?

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/3238375
Где писали насчет МКС, ну поржать мы конечно все любим, а если серьезно? Подробностей особо нет. Может планер какой создадут? Куча вопросов типа "А двигатель только для космоса или как?", "А до космоса его что, опять на керосине тащить?"
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
12 мар 2018 19:59:51

Планер если и будут делать, скорее всего для орбитальных полетов, ну может ещё для Луны. А для полета на Марс, вероятнее что то вроде этого, по крайней мере на начальном этапе
  • +0.11 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Слушатель )
12 мар 2018 20:07:49

Интереснее был бы корабль с лазерным ракетным двигателем на ядерной накачке.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
13 мар 2018 20:17:42

Офигенно звучит задом наперед – "екчакан йонредя ан мелетагивд мынтекар мынрезал с Ълбарок".
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
13 мар 2018 20:21:20

На клингонском не ругаться! Веселый
  • +0.09 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  TAU ( Слушатель )
12 мар 2018 21:07:25

Вообще говоря, космическая ядерная установка сейчас официально делается ни для Марса ни для какого, а для межорбитального буксира. Грузовик - чтобы поднимать с низкой околоземной орбиты на высокую.
  • +0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  xolod ( Слушатель )
12 мар 2018 20:36:09

Я заметил одну особенность, казавшуюся вначале странной, но потом ставшей для меня очевидной.

Когда описываешь кому-то, от кого зависит принятие решения, что можно сделать то или это, какой-то проект. И для тебя самого очевидно, что можно сделать первое и второе и все логично и ничего невозможного тут в принципе нет. И тот кому это говоришь обладает большими знаниями и вовсе не дурак и тоже все понимает.
Но когда говоришь слова это одно.
И совсем другое дело, когда ты берешь и делаешь. Прототип, демонстратор. Который несет в себе ту же информацию что до этого словами. Но просто наглядно показывает что это возможно (хотя и ранее тебе это было очевидно). И разница в восприятии огромна.

Думаю и в том о чем Вы пишете, все точно так же. Это фантастика и невозможно, или дорого или невыгодно или еще тысяча причин в восприятии, субъективном которое становится объективным. И можно говорить сколько угодно, что это все в пределах досягаемости, но это будет недостижимым. Чтобы понять, надо иметь или очень развитое воображение в совокупности с большими знаниями. Или! Нужен демонстратор. Нужна это штука которая летает. Пусть прототип.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
12 мар 2018 21:51:23

Урежьте осетра - 20М это для планирующего ББ, т.е. его двигатели упали на землю полчаса назад.
Кинжал - это 10М.
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
12 мар 2018 22:37:53

С чего это осетра то урезть? А кто сказал что у Кинжала вообще ядерный двигатель? И вообще 10 мха в плотных слоях при значительном сопротивлении воздуха это чуть более чем дофигище.
Зато мы точно знаем что доступны материалы с боевых блоков Арсенала которые удерживают более чем 20 маха в плотных слоях уже у земли, оставляя возможности радиосвязи и управления, а где нибудь ближе к концу стратосферы ввиду разряженности воздуха процесс идет сильно легче, там их точно хватит с многократным запасом. 
Про двигатели известно о существовании трех типов ядерных двигателей.
1. Объявленный Росатомом в 2016 мегаватного класса, который будут испытывать в 2020.
2. Сверх компактный атомный двигатель для крылатой ракеты, толи дозвукой/толи сверхзвуковой толи вообще винтовой, но это все не важно, а важно то что активную зону можно запихать даже в такие габариты, а значит сделать что то покрупнее и помощнее, технологически значительно проще.
3. Подводный сверхскоростной,  предположительно паровой.
Само наличие такой достаточно широкой линейки двигателей, говорит о возможности создания двигателя отвечающего требованиям 
воздушно-космического самолета. 
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
13 мар 2018 08:29:57

Это вы сами себе сказали. Ядерный двигатель - это третья система, и скорее всего  не более 1,6 М.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
13 мар 2018 08:49:03

Ядерный двигатель, это "чудо грелка".
А что и как к ней пришпандорить, в смысле какой обвес, тут полет фантазии почти не ограничен, к тому же в отсутствии информации.
Диапазон применений исключительно широк от межпланетного двигателя до самогонного аппарата. С чего вы вообще взяли про 1.6М ?
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
13 мар 2018 09:28:05

Ядерный двигатель - для долгого полета. Если полет короткий, он будет неоправданно дорог. Долгий полет на гиперзуке - перегрев полезной нагрузки (на коротком полете используется расходуемая теплозащита).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
13 мар 2018 10:31:33

Для одноразового применения дорог, а если рассматривать систему как вполне многоразовый стратегический бомбардировщик с выходом в космос и элемент системы ПРО с Лазерными установками для поражения вражеских баллистических ракет? 
Кстати для выработки энергии лазерам ядерный реактор на борту тоже очень не помешает и хорошо что он уже там есть. И эффективность лазеров  в космосе в разы выше чем в наземном и воздушном варианте. Лазер крайне чувствителен к погодным условиям и прозрачность среды имеет решающее значение. Я вообще крайне удивился когда на презентации лазер показали, туман или дождь снижает его эффективность в разы если не на порядки, для наземного применения сомнительная игрушка. Конечно мы не знаем характеристик, но в любом случае физику не обманешь.

ЗЫ: Может и правда не зря ВВС в ВКС переименовали? Надпись "ВВС России" на борту такого аппарата смотрелась бы нелепо, а вот ВКС как раз очень гармонично.
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
14 мар 2018 00:06:46

К сожалению, полет фантази ограничивается температурой теплоносителя. Если, конечнов качестве рабочего тела используется не ядерное топливо, а что-то взятое снаружи реактора, например, забортный воздух или вода из бачка.
  • -0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
14 мар 2018 10:08:51

Ну вроде люди не сегодня и не вчера над этими вопросами голову ломать начали
Вот схема предложенная Мясищевым.  Наверняка она не единственно возможная, но считалась вполне реализуемой аж в 1974 году. 
В тот момент был серьезный затык с материалами обшивки, вспоминаем про плитки от Бурана тогда и управляемые головные блоки Арсенала сейчас. И ядерным реактором, так же с материалами и конструкцией. Реакторы есть уже чуть ли не ранцевом исполнении. 
Про вычислительную технику тех времен и сегодняшнего дня я вообще молчу. По сути осталось машину только собрать, а габариты её сопоставимы и ТУ-160. И кстати лазер с презентации к ней идеально подходит, как родной.

Комбинированная силовая установка


ЦитатаОсновным проблемным вопросом создания ВКС М-19 было создание комбинированной силовой установки. На ней, как на главной идее, строилась концепция всего проекта. 
Схема силовой установки носила элементы новизны, и главное, с чем справились разработчики, это то, что был предложен специальный агрегат (теплообменник), благодаря которому радиоактивный контур был полностью изолирован, что исключало радиационное заражение атмосферы при включении двигателя у земли. Кстати, идея подобной комбинированной силовой установки была запатентована, среди авторов изобретения были: В.М.Мясищев, Н.Д.Кузнецов, Н.Д.Барышов, А.А.Брук, М.А.Борчев, О.В.Гурко, И.М.Яцунский, А.Б.Чернышев. 
Комбинированная двигательная установка включала в себя: 
- маршевый ядерный ракетный двигатель (ЯРД) включая ядерный реактор с радиационной защитой; 
- десять двухконтурных турбореактивных двигателей (ДТРДФ) с теплообменниками во внутреннем и наружном контурах и с форсажной камерой; 
- гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД); 
- два турбокомпрессора для обеспечения прокачки водорода через теплообменники ДТРДФ; 
- распределительный узел с турбонасосными агрегатами, теплообменниками и вентилями трубопроводов, системы регулирования подачи топлива. 
В качестве топлива для ДТРДФ и ГПВРД использовался водород, он же являлся и рабочим телом в замкнутом контуре ЯРД. Комбинированная двигательная установка ВКС М-19 предполагала поэтапное включение различных типов двигателей в зависимости от режима полета. 
Работа комбинированной силовой установки ВКС регламентировалась оптимальными режимами работы на всех фазах полета и предусматривала следующие режимы: 
1. Режим «взлет» и «начальный разгон» до скоростей, соответствующих числам М=2,5-2,7 на высотах 12-15 км. 
На этом режиме работает ДТРДФ с подогревом воздуха перед турбиной от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере. 
2. Режим полета «разгон», соответствующий скоростям М=2,7-5,0 на высотах ~ 15 км. 
На этом режиме работают только ДТРДФ в режиме авторотации с подогревом воздуха на входе в форсажную камеру от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере. 
В диапазоне скоростей, соответствующих числам М=3,5-4,5 к ДТРДФ подключаются ГПВРД, которые обеспечивают разгон аппарата до условий полета: высота -50 км, скорость М~16,0. 
Режим подключения ЯРД



Источник: forum.topwar.ru


Только по достижении заданных высокоскоростных параметров происходит включение ЯРД. В этих условиях отстреливается хвостовой обтекатель и заглушка горловины сопла маршевого ЯРД, включается ЯРД. 
На режимах полета с работающим воздушно-реактивным контуром мощность реактора могла изменяться в пределах 2100-4000 МВт. 
Тяга силовой установки на режиме ЯРД (Н~50 км, М=1б,0) должна была составлять около 280-300 тс, при эффективной мощности ядерного реактора порядка N~14800-15600 МВт. 
Исследуя концепцию ВКС с комбинированной ядерной установкой, разработчики прекрасно понимали, какие проблемы и трудности стоят на пути создания подобной системы. В том числе, одной из них было создание новых конструкционных материалов, и особенно проблематичным было получение материалов для создания активной зоны реактора и теплообменников. Так, например, максимальная температура воздуха перед турбиной ДТРДФ составляла 1600°К, а максимальная температура центрального тепловыделяющего элемента реактора доходила до 3300°К. В связи с этим рассматривался вопрос использования для изготовления теплообменников специального молибденового сплава, конструкции из которого для предотвращения интенсивного окисления имели специальное защитное покрытие. 
В качестве входного устройства силовой установки был выбран регулируемый многорежимный двухскачковый воздухозаборник. При полетах на гиперзвуковых скоростях воздухозаборники переключались на гиперзвуковой режим путем изменения площади горла и углов стенок каналов воздухозаборников за счет поворотных плоских рамп. 
Необходимо отметить, что при расчетах характеристик двигателя на турбопрямоточном, ракетно-прямоточном и гиперзвуковом режимах полета использовались результаты экспериментальных исследований, проведенных в ЦИАМ, ЦАГИ и ИТПМ СО АН СССР.



http://forum.topwar.…олёт-м-19/
  • +0.12 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Игорь_ ( Слушатель )
13 мар 2018 09:23:58

Нет у кинжала ядерного двигателя, это уже ваши фантазии.
  • -0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  abab ( Слушатель )
13 мар 2018 10:11:53

А я что где то сказал что он у Кинжала есть? Я и сказал что его нету. На каждый кинжал ядерных двигателей не напасёшся. Похоже что Кинжал это  эволюционное развитие Искандера.


ЦитатаЦитата: Slav Rus от 12.03.2018 18:00:56

Если бы программа Мясищева была принята, то скорее всего в конце 80-х мы обладали бы серийными образцами воздушно-космического самолета с ядерным двигателем.
И хотя история не имеет сослагательного наклонения, все же можно предположить с большой долей вероятности, такое развитие событий


Тут что то подумалось, а может и хорошо что тогда не приняли. От развала страны оно бы не спасло, а американцы бы мимо таких технологий точно  бы не прошли, и не оставили бы как Буран гнить на Байкануре. Сейчас бы вместо ПРО в Польше и Румынии висели бы над нами какие нибудь американские B-XX с боевыми лазерами на орбите.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
  Senya ( Слушатель )
02 мар 2018 06:32:58

Не на вооружении, но как минимум есть демонстратор технологии или даже экспериментальный образец. На вооружении (в опытно-боевой) гиперзвук, лазеры, и возможно начал поступать планирующий ББ.
  • +0.55 / 9
  • АУ