https://aftershock.news/?q=node/621866*****
2018 год начался с позитивной динамикиВ январе 2018 г. погрузка составила 103,5 млн т (+3,5% к аналогичному периоду прошлого года).
Выросли перевозки строительных грузов (+13,3%), железной руды (+4,3%), черных металлов (+10,5%), удобрений (+6,3%), цемента (+6,2%), лесных грузов (+5,8%) и зерна (+36,6%).
Впервые за последние 15 месяцев снизилась перевозка угля (-1,1%), одна из причин падения — избыточная нагрузка на железнодорожную инфраструктуру Кузбасса. Кроме того, сократились перевозки нефти и нефтепродуктов (-2,5%), лома (-17,8%) и кокса (-3,8%).
Грузооборот в январе составил 214,8 млрд т-км (+5,6% к январю 2017 г.).
Уголь: снижение погрузки из-за нехватки инфраструктурыПогрузка угля в январе снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 31 млн т. Падение показали внутренние перевозки (-10% к январю 2017 г.), тогда как экспорт вырос на 5%.
Основной причиной снижения стала пробка из порожних 32-33 тыс. полувагонов на железной дороге в Кузбассе. По мнению одних экспертов, пробка образовалась из-за плохих погодных условий как в портах Юга и Дальнего Востока, где штормы препятствовали эффективной выгрузке угля, так и в самом Кузбассе, где морозы в конце января привели к смерзанию угля. Другие эксперты считают, что заторы вызваны агрессивными планами по экспорту угля на фоне благоприятной внешней конъюнктуры, что привело к слишком большому числу вагонов в Кузбассе.В результате недогруз в январе в Кемеровской области составил около 1,6 млн т, однако в планах угольщиков и операторов восполнить его уже к апрелю. По оценке первого заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Грицая, по году прогнозируется рост отгрузки на 3%.В краткосрочной перспективе ожидается восстановление перевозок угля до прошлого года с последующим умеренным ростом.Нефть и нефтепродукты: усиление конкуренции за грузовую базуПогрузка нефти и нефтепродуктов в январе снизилась к предыдущему году на 2,5% и составила 20,7 млн т. Внутренние перевозки остались на уровне 2017 г., а экспорт упал почти на 10%.
В начале года в правительстве РФ вернулись к вопросу создания транспортно-экономического баланса, который позволит разделить грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. В результате такого разделения ситуация с перевозкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом может стать более предсказуемой и стабильной.По оценке генерального директора АО «Русская Контейнерная Компания» Ивана Гришагина, большое влияние на погрузку нефти и нефтепродуктов на сети РЖД окажет планируемое дерегулирование тарифов по транспортировке этих грузов. С принятием данной меры конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а, значит, определенная часть грузовой базы, предполагаемой при планировании проекта трубопровода, может и не перейти в него.В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов будет снижаться, но возможно торможение темпов данного процесса за счет государственного регулирования.Строительные грузы и цемент: ожидаемое увеличение погрузкиПогрузка строительных грузов в январе выросла к аналогичному периоду прошлого года на 13,3% и составила 8,8 млн т, а цемента — на 6,2% и 1,2 млн т.
В январе 2018 года, по данным Росстата, в РФ было построено 5 млн м2 жилья, что на 16,3% больше показателя января 2017-го. При этом союз производителей цемента «Союзцемент» прогнозирует в 2018 г. увеличение ввода жилья на 7%, а потребление цемента — на 3% вследствие реновации жилого фонда, реализации проектов комплексного освоения территорий и увеличения доли строительства цементобетонных дорог.По оценке экспертов, восстановлению строительной отрасли во многом способствовало снижение ипотечных ставок в 2017 г. Генеральный директор Агентства ипотечного жилищного кредитования Александр Плутник считает, что в 2018 г. средний размер ипотечной ставки в России составит около 9%, а к концу года снизится до 8%, при этом падение ставок будет наблюдаться в течение трех лет.Позитивные тенденции в строительной отрасли на фоне роста выпуска подвижного состава закономерно приведут к увеличению погрузки строительных грузов и цемента на сети РЖД.Черные металлы: рост погрузки по всем направлениямПогрузка черных металлов в январе выросла к уровню предыдущего года на 10,5% и составила 6,6 млн т. Перевозки увеличились как на внутренних (+12%), так и на внешних направлениях (+7%). Экспорт вырос в Польшу (поставки почти не осуществлялись в прошлом году), США (+22%) и Турцию (+18%).
Президент группы НЛМК Олег Багрин прогнозирует увеличение потребления стали на российском рынке в 2018 г. на 1,5-2% на фоне восстановления спроса в строительстве, машиностроении и автомобильной отрасли.Ожидается рост спроса на сталь и на рынке ЕС. Согласно оценке Европейской ассоциации производителей стали Eurofer, в текущем году объемы стального потребления вырастут на 1,9%. Несмотря на ограничительные меры, действующие в отношении китайских, российских и украинских производителей, совокупный импорт стали в ЕС в прошедшем году снизился всего на 1%. При этом поставки на европейский рынок существенно нарастила Турция (+64%), которая сама является крупнейшим импортером российской продукции.Таким образом, увеличение спроса на внутреннем и внешнем рынках обусловит умеренный рост перевозок металлопродукции железнодорожным транспортом.Руда: переориентация на внутренний рынок продолжаетсяПогрузка руды в январе составила 9,2 млн т, что выше уровня предыдущего года на 4,3%.
На внутренних направлениях перевозки выросли почти на 10%, а на экспортных снизились более чем на 20%. Падение экспорта произошло в Германию (-60%) и Турцию (-80%). При этом вырос грузопоток в страны, которые ранее не закупали российскую руду, или характер закупок был нестабильным: Франция, Египет, Япония и Сербия.
Пока на внутреннем рынке будет сохраняться спрос на руду, маловероятен рост экспортного направления. Компаниям выгоднее экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью (металлопрокат). Ожидается сохранение роста внутренних перевозок руды.Лесные грузы: рост за счет внутренних перевозокПогрузка лесных грузов в январе выросла к уровню предыдущего года на 5,8% и составила 3,4 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 12%, тогда как экспорт — только на 3%, преимущественно в Китай (+5%) и Казахстан (+80%).
По словам Владимира Потапкина, директора департамента химико-технологического, лесопромышленного комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга, деревянное домостроение в РФ уже активно развивается: созданы крупные производства LVL-бруса, OSB-плит, разработаны программы поддержки. Государство планирует субсидировать 5% от ставки кредитования для покупателей деревянного жилья. Ожидается, что в 2018 г. в сегмент малоэтажного домостроения может быть привлечено около 10,2 млрд руб., из них 9,2 млрд руб. — кредитные, что позволит построить 318 тыс. м2 деревянного жилья.Прогнозируется рост внутренних перевозок на фоне увеличения спроса со стороны застройщиков, а также умеренное развитие экспортного направления.Зерно и продукты перемола: продолжение ростаПогрузка зерна в январе составила 2,2 млн т (+36,6% к январю предыдущего года).
При этом внутренние перевозки выросли на 7%, а экспортные — более чем на 50%, преимущественно за счет двукратного увеличения объемов в Египет.
Эксперты прогнозируют рекордный объем экспорта в текущем сезоне, что приведет к дальнейшему росту погрузки зерновых на железнодорожной сети. Так по оценке аналитического центра «Русагротранса», экспорт может составить до 50 млн т с учетом зернобобовых и муки. По данным аналитической компании «ПроЗерно», экспорт зерна из России может быть на уровне 49 млн т. В Минсельхозе России ожидают, что экспорт будет в объеме 45−47 млн т, из которых 35 млн т — это пшеница. Минсельхоз США в февральском обзоре в очередной раз повысил прогноз для российской пшеницы на 1 млн т до 36 млн т без учета урожая Крыма. В центре «СовЭкон», отмечают, что даже при сохранении текущих темпов отгрузок Россия уже выходит на 50-миллионную отметку, из которых 38 млн т придется на пшеницу.Химические и минеральные удобрения: дальнейший ростПогрузка удобрений в январе составила 5,2 млн т (+6,3% к январю предыдущего года). Основной рост произошел за счет увеличения экспортных поставок (+5%) в Бразилию (в 1,5 раза) и Китай (+15%).
Производители удобрений планируют дальнейшее увеличение экспорта, что приведет к росту перевозок удобрений железнодорожным транспортом. Так в компании «ФосАгро» заявили о планах нарастить производство в 2018 г. на 10% относительно уровня прошлого года. А представители компаний «УРАЛХИМ» и «Уралкалий» выразили намерения создать в странах Юго-Восточной Африки российский хаб для прямых поставок минеральных удобрений, спрос на которые в ближайшие годы в этом регионе, как прогнозируется, будет активно расти.В результате сотрудничества африканские сельхозпроизводители смогут приобретать российские удобрения напрямую по цене 250-300 $/т, вместо того, чтобы обращаться к посредникам, чья цена составляет 450-500 $/т. Как следствие, ежегодные поставки в Юго-Восточную Африку могут вырасти с текущих 100 тыс. т до 500-600 тыс. т.
Ставки аренды: ставки аренды на стабильно высоком уровнеИсточник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
В январе 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 5,1 тыс. ед. (3,8 тыс. ед. — полувагоны), что на 44% выше результатов января 2017 г. (3,5 тыс. ед.). Выпуск вагонов в январе сезонно снизился к предыдущему месяцу на 32%.
При этом спрос значительно превышает текущий уровень списания. В январе 2018 г. было списано 2,0 тыс. вагонов (0,8 тыс. — полувагоны).
Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1 022 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало февраля 2018 г. остается на минимальном уровне — около 51,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 78 тыс. ед., а профицит полувагонов сезонно вырос, но не превышает 2% парка.Ставки аренды на типовые полувагоны в феврале остались на уровне предыдущего месяца — около 1 600 руб./сутки. В настоящее время отсутствуют предпосылки для снижения ставок, некоторые эксперты считают, что ставка может снизиться лишь к началу 2019 г.