Собственно говоря, бронетранспортера под обозначением БТР-60 не существует. Под этим названием обычно объединяют целое семейство бронированных транспортных машин от БТР-60П до БТР-60ПБ, созданное в СССР в конце 1950-х годов.
Первый советский серийный четырехосный колесный бронетранспортер был создан в КБ Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова. Проектирование машины началось в 1956 году, а в 1958 году был изготовлен первый опытный образец бронетранспортера ГАЗ-49. Машина получила открытый сверху сварной водоизмещающий корпус, восемь ведущих колес, водометный движитель и вооружение в виде пулемета СГМБ.
Особенностью бронетранспортера было наличие двух двигателей и двух независимых трансмиссий. На первых опытных образцах использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л. с. Однако он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимых ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший мощность до 205 л. с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение: установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов.
ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦК концу 1959 года опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия Минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Это и решило дело. Новый бронетранспортер был принят на вооружение советской армии приказом министра обороны СССР от 13 ноября 1959 года под индексом БТР-60П. Серийное производство БТР-60П началось на ГАЗе в 1960 году, и уже в середине года первые машины начали поступать в войска.
В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера — БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус был выполнен полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер предусмотрены четыре верхних люка с бронекрышками.
Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, зато существенно возросла степень его защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения. Вооружение машины не изменилось, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1966 год. В 1965 году на производственном конвейере его сменил бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Его серийное производство продолжалось до 1966 года.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕБронетранспортеры семейства БТР-60 начали поступать в войска в начале 1960-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий «первого эшелона».
Несколько позже эти машины были взяты на вооружение морской пехоты и пограничных войск.
В 1964 году на вооружение был принят бронетранспортер БТР-60ПБ. Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией бронетранспортера БТР-60.
Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965-1976 годах. В сухопутные войска они начали поступать в середине 1960-х годов, позже — в морскую пехоту и пограничные войска. БТР-60ПБ принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году, а также в начальном периоде Афганской войны.
Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились на вооружении только в ГДР, Венгрии и Болгарии, но активно поставлялись в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии и широко применялись в боевых действиях в этих регионах.
В ряде стран мира эти бронетранспортеры находятся на вооружении и поныне.
КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕПо компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ не отличался от своих предшественников — бронетранспортеров БТР-60ПА и БТР-60ПА-1.
Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61 AM (первоначально ПП-61А). Башня была разработана в начале 1960-х годов в Тульском КБ Приборостроения (КБП, ныне НПО «Точность») и принята на вооружение вместе с бронированной разведывательной машиной БРДМ-2 в 1962 году.
КОНСТРУКЦИЯ БТР-60Бронетранспортеры семейства БТР-60 имеют несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе есть встроенный редуктор, использующийся для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигается как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.
Колеса первой и второй осей — управляемые. Рулевое управление имеет гидроусилитель. В подвеске используются 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески установлено по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18″) имеют центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяет двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси дают возможность преодолевать рвы шириной до 2 м.
Двигатели ГАЗ-40П смонтированы параллельно каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивает привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществляет привод колес первого и третьего мостов, а левый двигатель — второго и четвертого. Трансмиссия каждого двигателя включает однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом управления, четырехскоростную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединяющие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имеют коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммируется в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществляется от правой раздаточной коробки. Лебедка имеет длину троса 50 м и максимальное тяговое усилие 4500 кгс.
ВООРУЖЕНИЕШтатное вооружение бронетранспортера БТР-60П состоит из 7,62-мм пулемета СГМБ, который может устанавливаться на кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса. Вооружение БТР-60ПА не изменилось, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ.
Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова. Пулемет ПКТ может рассматриваться лишь как вспомогательное оружие. Пулемет КПВ был разработан в 1944 году. Танковый вариант пулемета, имеющий обозначение КПВТ, снабжен электроспуском и импульсным счетчиком выстрелов. Кожух ствола расширен для облегчения обслуживания пулемета. С 1965 года КПВТ — основное оружие отечественных колесных бронетранспортеров. Автоматика пулемета использует энергию отдачи ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы — 550-600 выстр./мин. Питание пулемета — из металлической нерассыпной ленты с замкнутым звеном, составляемой из кусков по 10 звеньев. Куски соединяются между собой патроном во время снаряжения ленты и в процессе стрельбы распадаются. Боекомплект БТР-60ПБ — 500 патронов (10 лент по 50 патронов в каждой). Подача ленты двусторонняя, ее можно изменить с левой на правую и наоборот. Режим огня — непрерывный. Масса пулемета — 7,5 кг. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой — 2000 м. Пулемет используется для борьбы с легкобронированными наземными целями, огневыми точками и целями, расположенными за легкими укрытиями полевого типа, с низколетящими самолетами и вертолетами.
http://warfor.me/btr…yandex.com