2. Круговая порука В одном из своих многочисленных интервью президент ОСК А. Рахманов заявил:
"Я стараюсь делать свою работу хорошо и качественно. Если раньше процент выполнения ГОЗа у ОСК колебался в диапазоне от 47 до 67%, то в [2017] году мы выходим на устойчивые 85-90%" (
ссылка 39). Зная о систематических (ежегодных) сдвигах вправо сроков выполнения работ по госконтрактам в рамках ГОЗ, поверить в сказанное можно только полностью отключив свой разум. Думается, что высокие проценты получаются посредством нехитрого трюка.
Когда подходит срок завершения госконтракта, а техническая готовность заказа почти так же далека от 100%, как и на момент его постановки в ремонт, представители заказчика и исполнителя заключают полюбовное
дополнительное соглашение к контракту (договору на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг), являющееся его неотъемлемой частью и отодвигающее установленный срок на один-два года, а через год-два процедура повторяется. В результате, факт нарушения исполнителем своих обязательств перестаёт иметь место, штрафные санкции не применяются, а выполнение ГОЗ по итогам года достигает тех самых 85-90%.
Военных легко понять − им приходится идти на поводу у лукавых подрядчиков, которые занижают сроки, а потом приближают их допсоглашениями к реально возможным (после демонтажа оборудования заказ уже не вывести вывести из ремонта, да и куда его выводить?). Тем не менее, с порочной практикой подобной "круговой поруки" тоже пора кончать. Наказывать рабочих, ИТР, руководителей младшего и среднего звена, налагая штрафы на предприятие в целом, было бы несправедливо. Строжайшую персональную ответственность должны нести гендиректор верфи и президент ОСК − должного результата можно добиться только беспощадно штрафуя их и освобождая от должности.
3. Левые заказы Немного перефразируя изложенное в отдельной записи на данную тему (
ссылка 40), можно сказать что, если бы российский военный судоремонт процветал или хотя бы преуспевал, выполняя план, передавая ВМФ обновлённые корабли точно в срок и оставаясь при этом неполностью загруженным по своему основному профилю, не было бы ничего предосудительного в заказах, взятых на стороне, напротив − это бы только приветствовалось, поскольку шло бы на пользу и предприятиям и персоналу. Однако сейчас, в условиях описанной выше кризисной ситуации, любые непрофильные работы, которыми по собственной инициативе или под давлением ОСК и заказчика загружаются судоремонтные верфи, лишь усугубляют эту ситуацию и наносят ущерб боеготовности ВМФ и обороноспособности страны.
Хорошо известно, что специализацией ЦС "Звёздочка" является ремонт атомных подводных лодок. Тем не менее, несмотря на длинную очередь многоцелевых ПЛА, ожидающих ремонта (8-9 единиц) и вялотекущий ремонт ещё четырёх, на "Звёздочке" активно занимаются строительством "академиков" − судов обеспечения на базе пр. 20180. О масштабах ущерба для основной тематики предприятия говорит сообщение пресс-службы судоверфи, согласно которому на достройке только одного из двух одновременно строящихся корпусов было задействовано порядка 500 человек (
ссылка 41) − специалистов, по сути, оторванных от модернизации лодок 971 проекта.
Нелепая ситуация сложилась по указанию сверху и на СРЗ "Нерпа" (филиале ЦС "Звёздочка") − второй лодочной верфи на русском Севере. После триумфального завершения 2015 года (две сданных ПЛА − "Псков" и "Гепард") два следующих года для "Нерпы" прошли впустую, хотя в работе там находятся "Вепрь" и "Тамбов". Причины, озвученные директором СРЗ А. Оганяном, обескураживают. Оказывается, что при незавершённом ВТГ двух двух остро необходимых флоту лодок, помимо докования и сервисного обслуживания кораблей ВМФ, завод работал по договору с СевРАО (Северо-западным центром по обращению с радиоактивными отходами) и по шести контрактам Росатома, включая демонтаж и выгрузку паропроизводящей установки утилизируемого ледокола "Сибирь", хотя, по словам Оганяна,
"там [кроме "Нерпы"] есть кому ремонтировать и заниматься сервисом на атомных ледоколах" (
ссылка 42).
Но и это ещё не всё: другой дополнительной нагрузкой снежногорского СРЗ, который (единственный на Кольском полуострове) освоил ремонт лодок пр. 971 и 945 в полном объёме, стала конвертация первой отечественной ПЛА пр. 627 К-3 для дальнейшего переоборудования её в корабль-музей (к слову, ПСЗ "Янтарь" занимается тем же самым в отношении списанного эсминца "Беспокойный", в то время как строевой СКР "Неустрашимый" застрял там в ремонте на долгих шесть лет. Корабли-музеи − дело, безусловно, необходимое и очень важное, но, может быть, мы сначала восстановим техническую готовность ПЛ и НК из боевого состава ВМФ, а потом займёмся наследием прошлого, которое, надо полагать, потерпит ещё некоторое время в законсервированном виде? В противном случае весь наш ВМФ рискует превратиться в филиал Центрального военно-морского музея.
Немного мёда в бочке дёгтя Нельзя сказать, что в последние годы в части
средних ремонтов и ВТГ наши СРЗ работали совсем уж вхолостую − корабли ремонтировались и передавались заказчику. Однако следует иметь в виду, что значительная часть сданных заказов являются либо государственными приоритетами, либо долгостроями.
К первой группе относятся стратегические ракетоносцы (РПКСН) и противоавианосная группировка АПКР пр. 949А. Нарушение договорных обязательств по приоритетным заказам не сулит подрядчикам Минобороны ничего хорошего, и они это прекрасно понимают. Поэтому три РПКСН ("Екатеринбург", "Тула", "Рязань") и три АПКР ("Смоленск", "Орёл" и "Томск"), сданные "Звёздочкой" и "Звездой" в 2013-2017 г.г., не показательны с точки зрения эффективности судоремонта − работы на них проводились, по сути, "под дулом приставленного к виску пистолета" (что, впрочем, не помешало "Рязани" и "Томску" провести в заводе по шесть лет).
Неоспоримыми долгостроями (необязательно по вине СРЗ), сданными в тот же период времени после длительного стояния в заводе (от 5,5 до 14 лет), являются ПЛАК пр. 971 "Кузбасс", ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 877 "Калуга", "Владикавказ", "Комсомольск-на-Амуре", РКР "Маршал Устинов", БДК пр. 1171 "Орск". К числу прошедших средний ремонт (ВТГ) в разумно короткие сроки (2-4 года) относятся ПЛАБ пр. 945А "Псков" и 671РТМК "Обнинск", ПЛБ пр. 877 "Выборг" и "Дмитров", БПК пр. 1155 "Адмирал Трибуц", БДК пр. 775 "Королёв" и "Ослябя" − всего семь кораблей за пять лет.
Гораздо меньше претензий к текущим (межпоходовым) ремонтам, благодаря которым в 2017 году БНК ВМФ России смогли обеспечить гиперактивную демонстрацию флага в Мировом океане (
ссылка 2). Исчерпывающей статистики по "коротким" ВТГ по понятным причинам нет, но и без неё можно утверждать, что в этом смысле Дальзавод, 35-й, 13-й СРЗ и некоторые другие верфи заслуживают всяческих похвал.
К сожалению, всего этого явно недостаточно, чтобы признать работу российского военного судоремонта удовлетворительной. Будем надеяться, что перемены к лучшему произойдут в самое ближайшее время (скажем, в 2018-2027 г.г.) после устранения системных отраслевых недостатков, обозначенных в настоящей статье. ■
Нави корабел