С наступлением весны у Россельхознадзора вновь возникли претензии к производителям белорусской молочной продукции. Не имея подтверждающих документов и результатов лабораторных исследований, сложно делать выводы о её реальном качестве. Пусть этим занимаются специалисты Россельхознадзора и иных ведомств. В сложившихся условиях белорусская сторона должна обращаться в суд для отстаивания своих интересов, а не заниматься политизацией вопроса. Российская сторона также должна изучить возможность выяснения спора с недобросовестными белорусскими поставщиками в судебном порядке.
Кто от кого зависит?В 2017 году в России произведено 31,1 млн тонн сырого молока, что на 1,2% больше, чем годом ранее. За аналогичный период в белорусских хозяйствах производство молока увеличилось на 2,5% и составило 7,3 млн тонн. Введение продовольственного эмбарго привело к сокращению общего импорта молочной продукции в Россию на 42% по сравнению с 2013 годом и позволило белорусским производителям стать основным поставщиком. По итогам 2017 года объем поставок из Белоруссии составил около 80% от общей доли импорта данной продукции в Россию.
Доля импорта из Белоруссии в общем объеме импорта молочной продукции Российской Федерации (в стоимостном выражении), % *
| 2013
| 2017
|
Молоко и сливки несгущенные
| 67,5
| 94,0
|
Молоко и сливки сгущенные и сухие
| 76,6
| 73,2
|
Пахта, йогурт, кефир
| 44,9
| 96,5
|
Молочная сыворотка
| 44,8
| 76,7
|
Масло сливочное
| 32,7
| 72,6
|
Сыры и творог
| 22,9
| 83,3
|
По итогам 2017 года экспорт белорусской молочной продукции в Россию составил $ 3,86 млрд. В стоимостном выражении на нее приходится около 15% всего объема белорусского экспорта в РФ. Российский рынок является ключевым для республики, и на него приходится около 91% всего объема поставок молочной продукции из Белоруссии.
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| 2015
| 2016
| 2017
|
Всего экспорт из Белоруссии в Россию, $млрд
| 10,0
| 14,5
| 16,3
| 16,8
| 15,2
| 10,4
| 10,8
| 12,8
|
Структура экспорта молока и молочной продукции (в стоимостном выражении), %:
| 14,0
| 10,4
| 10,4
| 12,6
| 14,5
| 16,1
| 16,1
| 15,1
|
Сыры и творог
| 5,6
| 4,1
| 3,7
| 3,7
| 5,2
| 6,1
| 6,2
| 6,0
|
Масло сливочное
| 2,5
| 1,9
| 1,8
| 2,0
| 2,2
| 2,6
| 3,0
| 2,9
|
Молоко и сливки сгущенные и сухие
| 4,2
| 2,8
| 3,0
| 4,6
| 4,1
| 4,4
| 3,9
| 2,9
|
Молоко и сливки несгущенные
| 1,0
| 0,9
| 1,2
| 1,3
| 1,7
| 1,8
| 1,7
| 1,8
|
Пахта, йогурт, кефир
| 0,3
| 0,3
| 0,3
| 0,5
| 0,7
| 0,8
| 0,8
| 1,0
|
Молочная сыворотка
| 0,4
| 0,5
| 0,4
| 0,4
| 0,5
| 0,5
| 0,5
| 0,4
|
Зависимость России от импорта молочной продукции из Белоруссии не является критической. В течение 2−3 лет российские производители вполне способны не только полностью обеспечить внутренние потребности, но и выйти с излишками на экспорт, как это уже случилось с другими видами сельхозпродукции, которые Россия ранее импортировала. Белорусские производители молочной продукции могут столкнуться с усилением конкуренции не только на российском, но на внутреннем белорусском рынке. В такой ситуации важно снижать зависимость от одной страны и работать над созданием национальных молочных брендов, а также совместных российско-белорусских компаний, продукция которых будет поставляться на внешние рынки. Важно не забывать о качестве и ассортименте продукции. В частности, у нас имеется серьезный недоиспользованный потенциал в производстве сыров.
Окончание торговых войн в ЕАЭСВ рамках ЕАЭС необходимо ускорить внедрение механизма прослеживаемости всех продуктов питания, медицинских и иных товаров. Под прослеживаемостью в данном случае подразумевается возможность отслеживать и контролировать продовольственные товары, корма, животных, используемых для изготовления продуктов питания, или вещества, предназначенные для включения в их cостав, на всех этапах производства, переработки и сбыта.
В странах ЕАЭС уже налажен механизм, обеспечивающий прослеживаемость оборота алкогольной и табачной продукции, а в Белоруссии, Казахстане и нескольких регионах России — идентификацию и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения. Данную практику следует распространить и на другие товары. В рамках ЕАЭС также необходимо использовать опыт Евросоюза, где данные схемы уже опробованы. Например, потребитель, купив молоко в магазине, сможет узнать место расположения фермы, условия питания животных, маршрут следования товара, пересечение границы, смену собственников и т. д. В случае выявления каких-либо проблем с товаром всегда можно отследить всю цепочку и принять необходимые меры. Такая система позволит ликвидировать поставку контрафакта и подделку торговых марок. Нередко на торговых прилавках оказывается контрафактная продукция, которая может быть вредна для здоровья.
Важной проблемой является борьба с недобросовестными производителями, которые используют пальмовое масло для производства сыров и творога. Выявить такой контрафакт можно лишь в лабораторных условиях. В 2017 году в Россию ввезли около 900 тысяч тонн пальмового масла, что на 0,7% больше, чем в 2016-м. Белоруссия в 2017 года увеличила импорт пальмового масла в 1,6 раза до 8 тысяч тонн. Использование данного ингредиента позволяет производителям снижать себестоимость продукции в ущерб качеству. Создание механизма прослеживаемости является одной из основных в обеспечении продовольственной безопасности.
Пора уже прекращать все эти мясомолочные торговые войны и двигаться вперед, развивая плодотворное сотрудничество между российскими и белорусскими производителями.
Дмитрий Болкунец* -
используются данные Национального статистического комитета Белоруссии и Таможенной службы РФ.ссылка