В фильмах про шпионов можно встретить сцену, когда главный герой достаёт из рюкзака миниатюрный самолёт или планер, а то и вовсе рюкзак у него сразу с реактивными двигателями, и сбегает от злых преследователей. Чаще всего прихватив при этом свою прекрасную спутницу. Но это кино. В жизни всё несколько иначе и сегодня я расскажу о проекте специального компактного самолёта для нужд разведывательных спецслужб США.
Джеймс Бонд и его реактивный ранец. Кадр из фильма "Шаровая молния". В роли Джеймса Бонда - Шон Коннери.В
1956 году армия США стала ощущать потребность в небольшом самолёте для разведывательных операций. Основными требованиями к такому летательному аппарату были - разборная компактная конструкция, возможность взлетать с неподготовленных площадок с коротким разбегом, не слишком требовательный к навыкам пилотирования. Предполагалось, что такой самолёт будет сбрасываться с парашютом и использоваться для эвакуации шпионов. Военные заказали разработку этого проекта компании
Goodyear, которую все знают, как производителя автомобильных покрышек. За 12 недель инженеры Goodyear создали проект
надувного (!) спасательного самолёта, получившего название
Inflatoplane.
Первая модификация Inflatoplane в полёте. 1956 год. Фото: журнал Air Pictorial 5/1956Inflatoplane в сдутом виде. 1956 год. Фото: shu-aero.comКонструкция Inflatoplane представляла собой корпус-"мешок", выполненный из особопрочной двухслойной резины и нейлоновой нити, который надувался компрессором до давления в
170 кПа (почти такое же давление и в обычных автомобильных колёсах), и небольшого двигателя мощностью в
40 л.с. В готовое к полёту состояние уникальный аппарат приводился за
5 минут и мог поднять в воздух
1 человека массой до
110килограмм. Ограниченные размеры повлияли на объём топливного бака - Inflatoplane мог пролететь
630 километров со скоростью
116 км/ч. Считалось, что этого должно хватить для успешной эвакуации на территорию дружественной страны.
Inflatoplane в собранном для десантирования виде. 1956 год. Фото: журнал Air Pictorial 5/1956Подготовка Inflatoplane к полёту. Рядом виден раскрытый парашютный контейнер. 1956 год. Фото: GoodyearInflatoplane. 1956 год. Фото: GoodyearБыло выпущено несколько модификаций Inflatoplane - конструкторы пробовали разные варианты компоновки, меняли аэродинамическую форму крыла, повышали грузоподъёмность. Испытания нового аппарата показали, что при всех своих достоинствах, самолёт не выглядел эталоном надёжности. Виной тому была сама конструкция - надувное крыло не могло и близко сравниться с прочностью крыла из классических материалов. В одном из испытательных полётов произошла катастрофа - крыло сложилось, воздушный винт пробил его и Inflatoplane рухнул на землю. Эта авария унесла жизнь лётчика-испытателя лейтенанта Уоллиса и привела к тому, что программу надувного самолёта приостановили.
Модификация Inflatoplane с закрытой кабиной пилота. 1957 год. Фото: Dan Shumaker collectionДвухместная модификация Inflatoplane в полёте. 1956 год. Фото: GoodyearОкончательно проекта Inflatoplane был свёрнут в
1973 году. К тому моменту был разработан надёжный способ и безопасный способ эвакуации людей с использованием аэростатов (т.н. технология "небесного крюка"). Компания Goodyear передала 2 из 12 построенных Inflatoplane в музеи, где их можно увидеть и сегодня. И хотя особых перспектив у надувного авиастроения нет, но свой след в истории авиации этот уникальный самолёт оставил.
Ссылка