Вот уже несколько лет бывший глава Моссада Эфраим Ха-Леви предостерегает в связи с угрозой национальной безопасности, исходящей от нынешнего интенсивного участия китайского бизнеса в израильской экономике, напоминает Мельман. Особенно в сфере инфраструктур, имеющих стратегическое значение. В свое время высказывания Ха-Леви на эту тему были многими восприняты скептически. Между тем в последний период к подобным мнениям начали прислушиваться.
Министр транспорта и разведки Исраэль Кац сказал, что в прошлом заявления Ха-Леви казались ему наивными и поверхностными, однако теперь становится ясно, что бывший глава Моссада опередил время. Четыре депутата кнессета от разных партий – Офер Шелах (Еш Атид), Аелет Нахмиас-Вербин (Сионистский лагерь), Ури Маклев (Яадут ха-Тора) и Михаль Розин (МЕРЕЦ) инициировали недавно заседание комиссии кнессета по иностранным делам и обороне на тему “Политика Израиля в задействовании китайских компаний в стратегических сферах национальной экономики”. Дата заседания комиссии пока еще не определена, но ясно, что речь идет о чрезвычайно чувствительной теме. Как сочетать стремление Израиля привлечь иностранных инвесторов, включая китайцев, с необходимость защитить себя от попытки враждебных или иностранных сил взять под контроль критически важные инфраструктуры, национальные ресурсы и стратегические сферы экономики?
В последние годы, подчеркивает автор газеты “Маарив”, крупные китайские компании вошли на израильский рынок в качестве основных исполнителей или субподрядчиков в реализации важных проектов общенационального значения – особенно в сфере общественного транспорта. Речь идет о строительных компаниях и фирмах-поставщиках, предоставляющих оборудование для создания больших транспортных систем и объектов. Некоторые проекты уже завершены, другие находятся на разных этапах реализации.
Достаточно перечислить эти проекты, чтобы понять степень участия китайских компаний в создании транспортной инфраструктуры государства: кармельский туннель в Хайфе, железнодорожная линия Акко-Кармиэль, метрополитен в Тель-Авиве (“Красная линия”), строительство частного морского порта в Ашдоде, лицензия на введение в строй и управление массовыми перевозками в тель-авивском мегаполисе (линии метро), лицензия на управление Хайфским портом, строительство участка скоростного шоссе от поселка Моца к западным кварталам Иерусалима. Ведутся разговоры об участии китайских компаний в проекте строительства железнодорожной линии в Эйлат. Стоимость всех этих проектов исчисляется десятками миллиардов шекелей.
Однако китайцы интересуются не только транспортными проектами, указывает Йоси Мельман. Пекин также интересуют израильское сельское хозяйство и пищевая промышленность. Первым крупным инвесторским проектом китайцев в этой сфере было приобретение флагмана израильского продуктового рынка, компании “Тнува”. Недавно стало известно, что израильское министерство сельского хозяйства намерено сдать Китаю в аренду на 40 лет территорию площадью в миллионы дунамов в пустыне Негев и степи Арава. Часть этой территории израильские фермеры будут использовать для выращивания пшеницы. Другая часть будет использована для высокотехнологического сельского хозяйства. В обмен на это Китай построит в Израиле два водоопреснительных предприятия, имеющих особое значение для этих пустынных районов.
Естественным образом, столь широкое проникновение китайского бизнеса в местную экономику беспокоит израильских промышленников. Недавно всеизраильское объединение строительных подрядчиков распространило внутренний документ, в котором содержится предостережение по поводу данной тенденции. “Израильские подрядчики рады сотрудничеству с бизнесменами из других стран, но нельзя допустить, чтобы правительство не отдавало себе отчет в том, какое влияние окажет на экономику в долгосрочной перспективе столь интенсивное участие китайских компаний”, — говорится в этом документе.
Имеется в виду, что под прикрытием участия коммерческих компаний в крупных национальных проектах китайское правительство получает доступ к жизненно важным структурам государства (шоссейные и железные дороги, порты, метро). Вместе с тем следует относиться к этим предостережениям с определенной долей скептицизма, поскольку речь идет, в первую очередь, об опасениях израильских предпринимателей в связи с конкуренцией с китайскими компаниями, получающими крупные доли бюджетных средств. В то же время некоторые израильские бизнесмены, работающие с Китаем, не согласны с подобными опасениями. Китай становится технологической сверхдержавой, и сотрудничество с этой страной открывает для израильского бизнеса колоссальные возможности, говорят они.
Ссылка