Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,590,198 42,382
 

  Vstarik ( Слушатель )
22 мар 2018 08:13:07

Большевики и наука

новая дискуссия Дискуссия  56

По состоянию на 1916 год в России имелось всего 5 научно-исследовательских лабораторий и ни одного научно-исследовательского института. 


Цитата: Жак СадульПомимо того, власть Советов без счета предоставляет любые кредиты по запросам ученых, никогда еще не видевших такого к себе отношения и, — если отделить политические вопросы, — благодарящих небо за то, что судьбы России доверены умным министрам


Теперь обратим внимание на даты: 


16 августа 1918 года. СНК РСФСР учредил Научно-технический отдел (НТО) ВСНХ «в целях централизации всего научно-технического опытного дела, сближения науки и техники с практикой производства, распределения заданий Советской власти, вытекающих из нужд народного хозяйства, между научными и техническими учреждениями, лабораториями, институтами и т.п. и контроля за выполнением этих заданий». 

24 сентября 1918 года. В Петрограде организовали Государственный рентгенологический и радиологический институт с физико-техническим отделением во главе с профессором А.Ф. Иоффе. В октябре в институте создано Радиевое отделение во главе с Л.С. Коловрат-Червинским, а 

1 декабря 1918 года был основан ЦАГИ 

15 декабря 1918 года. В Петрограде на базе Подкомиссии по микроскопии Оптического отдела КЕПС Академии наук был создан Государственный оптический институт. Директор академик Д.С. Рождественский. 


- в 1918 году, в разгар Гражданской войны основан первый в стране Петроградский рентгенологический и радиологический институт, основанный М. И. Нейменовым. 




2 Февраля 1919 года — большевики открыли первый рабочий факультет в Москве 

«Герой белой гвардии» генерал Мамонтов в 10 августа 1919 года приступил грабежу тамбовщины, 
а тем временем,  

Совнарком принял декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности России. С 1979 года эта дата отмечалась как День советского кино, ныне — как День российского кино. 

Мамонтов 19 сентября закончил грабить тамбовщину, а тем временем большевиками:


15 Октября - В Москве на базе бывшей Шереметевской больницы образована Центральная больница неотложной помощи. В день пятилетия советского здравоохранения 23 июля 1923 года она была переименована в Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. 


- 1919 году поддержана инициатива Н.Е. Жуковского о создании Центрального аэрогидродинамического института, ставшего крупнейшим бастионом науки — ЦАГИ. 
- 1919 году открыт Государственный оптический институт — ГОИ. Одной из первых его работ было изучение атомов методом спектрального анализа. 

- 1922 году был открыт Радиевый институт Академии наук (РИАН), его первым руководителем был Д. И Вернадский. 

- 1922 году основан Петроградский физико-технический институт, в дальнейшем — ЛФТИ Его директором с 1918 по 1950 годы был А. Ф. Иоффе. 

19 мая 1922 года Ленин шлет письмо Сталину о развитии радиотехники и радиовещания (выдержки): 
Предлагаю вынести постановление об ассигновке сверх сметы в порядке экстраординарном до 100 тысяч рублей золотом из золотого фонда на постановку работ Нижегородской радиолаборатории … 


С 1918 по 1936 (за 18 лет) год только на базе ЛФТИ было развернуто 14 институтов, где работали до 1000 научных сотрудников 
- В 1933 году Курчатов соорудил небольшой циклотрон для изучения элементарных частиц. 
- В 1934 году Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным Реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1935 году И. В. Курчатов и Л. И. Арцимович открыли явление захвата нейтрона протоном и определили основные характеристики этого процесса. 
В то же время Курчатов работает на первом в Европе циклотроне и добивается положения ведущего специалиста в этой сложной области науки и техники. 
- 22 сентября 1939 года в ЛФТИ начато строительство самого мощного в Европе циклотрона с электромагнитом массой 75 тонн. Его предполагали ввести в эксплуатацию в начале 1942 года. Электромагнит был уже изготовлен на заводе «Электросила».
Отредактировано: Vstarik - 22 мар 2018 08:14:37
  • +0.09 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Дядя Саша ( Слушатель )
23 мар 2018 14:30:24

Действительно, в составе Академии было 5 лабораторий. Но наукой в России занимались, главным образом, в вузах, в научных обществах.
Вынужден привести обширную цитату из статьи Д.Л.Сапрыкина "Золотой век" отечественной науки и техники и "классическая" концепция инженерного образования".

"Ситуация в начале и в конце 1890-х гг., а тем более в канун Первой мировой
войны была совершенно различной. В этом временном промежутке произо-
шел существенный подъем экономической конъюнктуры, а высшие прави-
тельственные круги пришли к выводу о необходимости масштабных инвести-
ций в данной сфере, и на протяжении полутора десятилетий накануне Первой
мировой войны в ведущих университетах и технических вузах, при военном
и морском ведомствах были созданы десятки прекрасных механических, хи-
мических, электротехнических лабораторий, оборудованных по последнему
слову техники. «Лаборатории» эти по сути являлись институтами и имели в
своем распоряжении целые здания и очень современное оборудование. Имен-
но на их базе были созданы первые советские институты. Так, Центральная
научно-техническая лаборатория военного ведомства (ЦНТЛ ВВ) владела в
Санкт-Петербурге на 8-й Госпитальной улице шестью корпусами, специально
построенными для нее в 1912–1914 гг. по проекту одного из крупнейших архи-
текторов русского модерна В. П. Апышкова
. Еще раньше (в 90-е гг. XIX в.)
на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге были созданы Научно-тех-
ническая лаборатория и Опытовый бассейн. Созданный в 1899 г. Физический
институт при Санкт-Петербургском университете также был на тот момент
одним из наиболее крупных и хорошо оснащенных научных учреждений в
мире. В тот же период серьезные научные лаборатории появляются на целом
ряде крупных как государственных, так и частных предприятий.
Наряду с этими прямыми инвестициями в науку за два с половиной десяти-
летия перед революцией 1917 г. (почти точно совпадающие с царствованием
императора Николая II) в России не только была существенно обновлена и
расширена образовательная система, воспитано новое поколение ученых и
инженеров, но и построена грандиозная транспортная инфраструктура, имел
место впечатляющий строительный бум, были созданы или существенно
обновлены целые отрасли, в которых нашли применение новейшие научно-
технические достижения.
Совсем не случайно именно на этом фоне в первые десятилетия ХХ в. в Рос-
сии произошел «интеллектуальный прорыв» в области научно-инженерной
мысли и образования, во многом определивший передовые позиции нашей
страны в ХХ в. Между тем, как справедливо отмечает Кожевников, именно
этот период, особенно годы Первой мировой войны, «получил незаслуженно
мало внимания в истории российской науки и в целом в истории России, если
сравнивать с историей других европейских стран».

 К этому периоду относится зарождение многих подходов и направлений, ставших в ХХ в. вкладом
России в развитие техники, причем их отличительной чертой было именно
систематическое приложение научной теории к инженерной практике.
Эти достаточно хорошо известные примеры иллюстрируют то, что систем-
ные механизмы и институты, обеспечивающие связь науки и промышленнос-
ти и являющиеся основой так называемой «большой науки», стали склады-
ваться не в советское время и даже не в годы Первой мировой войны, а на
рубеже XIX–XX вв. К этому моменту в России сложилось счастливое соче-
тание накопленного интеллектуального потенциала, поддержки государства
и общества и четкое осознание новых инфраструктурных проблем, требовав-
ших новых системных подходов, соединяющих образование, науку и решение
практических технических задач. Именно в это время, на «восходящей вол-
не» экономической конъюнктуры, при политической поддержке руководства
страны, когда ученые и инженеры увидели, как на практике воплощаются их
самые смелые теоретические замыслы, в России сформировалась уникаль-
ная модель и концепция физико-технического образования.
Новая модель «физико-технического» образования, соединяющего фундаментальную научную подготов-
ку и погруженность в решение практических инженерных задач, и соответс-
твующая модель «физико-технических» научных исследований, сочетающих
теоретические исследования и доведенный до промышленных масштабов
эксперимент и ориентированных на непосредственное внедрение в индуст-
рию, сложилась в 1916 г. в Петербургском политехническом институте, где
профессорами А. Ф. Иоффе и Тимошенко
был составлен проект органи-
зации нового физико-механического факультета и одновременно начал дейс-
твовать семинар, из которого вышли, в частности, будущие нобелевские лауреаты П. Л. Капица
и Н. Н. Семенов".
  • +0.01 / 4
  • АУ