Цитата: Vstarik от 22.03.2018 08:13:07По состоянию на 1916 год в России имелось всего 5 научно-исследовательских лабораторий и ни одного научно-исследовательского института.
Действительно, в составе Академии было 5 лабораторий. Но наукой в России занимались, главным образом, в вузах, в научных обществах.
Вынужден привести обширную цитату из статьи
Д.Л.Сапрыкина "Золотой век" отечественной науки и техники и "классическая" концепция инженерного образования".
"Ситуация в начале и в конце 1890-х гг., а тем более в канун Первой мировой
войны была совершенно различной. В этом временном промежутке произо-
шел существенный подъем экономической конъюнктуры, а высшие прави-
тельственные круги пришли к выводу о необходимости масштабных инвести-
ций в данной сфере, и на протяжении полутора десятилетий накануне Первой
мировой войны в ведущих университетах и технических вузах, при военном
и морском ведомствах были созданы десятки прекрасных механических, хи-
мических, электротехнических лабораторий, оборудованных по последнему
слову техники. «Лаборатории» эти по сути являлись институтами и имели в
своем распоряжении целые здания и очень современное оборудование. Имен-
но на их базе были созданы первые советские институты. Так, Центральная
научно-техническая лаборатория военного ведомства (ЦНТЛ ВВ) владела в
Санкт-Петербурге на 8-й Госпитальной улице шестью корпусами, специально
построенными для нее в 1912–1914 гг. по проекту одного из крупнейших архи-
текторов русского модерна В. П. Апышкова
. Еще раньше (в 90-е гг. XIX в.)
на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге были созданы Научно-тех-
ническая лаборатория и Опытовый бассейн. Созданный в 1899 г. Физический
институт при Санкт-Петербургском университете также был на тот момент
одним из наиболее крупных и хорошо оснащенных научных учреждений в
мире. В тот же период серьезные научные лаборатории появляются на целом
ряде крупных как государственных, так и частных предприятий.
Наряду с этими прямыми инвестициями в науку за два с половиной десяти-
летия перед революцией 1917 г. (почти точно совпадающие с царствованием
императора Николая II) в России не только была существенно обновлена и
расширена образовательная система, воспитано новое поколение ученых и
инженеров, но и построена грандиозная транспортная инфраструктура, имел
место впечатляющий строительный бум, были созданы или существенно
обновлены целые отрасли, в которых нашли применение новейшие научно-
технические достижения.
Совсем не случайно именно на этом фоне в первые десятилетия ХХ в. в Рос-
сии произошел «интеллектуальный прорыв» в области научно-инженерной
мысли и образования, во многом определивший передовые позиции нашей
страны в ХХ в. Между тем, как справедливо отмечает Кожевников, именно
этот период, особенно годы Первой мировой войны, «получил незаслуженно
мало внимания в истории российской науки и в целом в истории России, если
сравнивать с историей других европейских стран».
К этому периоду относится зарождение многих подходов и направлений, ставших в ХХ в. вкладом
России в развитие техники, причем их отличительной чертой было именно
систематическое приложение научной теории к инженерной практике.
Эти достаточно хорошо известные примеры иллюстрируют то, что систем-
ные механизмы и институты, обеспечивающие связь науки и промышленнос-
ти и являющиеся основой так называемой «большой науки», стали склады-
ваться не в советское время и даже не в годы Первой мировой войны, а на
рубеже XIX–XX вв. К этому моменту в России сложилось счастливое соче-
тание накопленного интеллектуального потенциала, поддержки государства
и общества и четкое осознание новых инфраструктурных проблем, требовав-
ших новых системных подходов, соединяющих образование, науку и решение
практических технических задач. Именно в это время, на «восходящей вол-
не» экономической конъюнктуры, при политической поддержке руководства
страны, когда ученые и инженеры увидели, как на практике воплощаются их
самые смелые теоретические замыслы, в России сформировалась уникаль-
ная модель и концепция физико-технического образования.
Новая модель «физико-технического» образования, соединяющего фундаментальную научную подготов-
ку и погруженность в решение практических инженерных задач, и соответс-
твующая модель «физико-технических» научных исследований, сочетающих
теоретические исследования и доведенный до промышленных масштабов
эксперимент и ориентированных на непосредственное внедрение в индуст-
рию, сложилась в 1916 г. в Петербургском политехническом институте, где
профессорами А. Ф. Иоффе и Тимошенко
был составлен проект органи-
зации нового физико-механического факультета и одновременно начал дейс-
твовать семинар, из которого вышли, в частности, будущие нобелевские лауреаты П. Л. Капица
и Н. Н. Семенов".