Белорусское руководство сделало ставку на «точечное» и «избирательное» перевооружение.
Для собственных потребностей Минск стремится создать более компактную армию с современным вооружением, необходимым для нужд небольшой страны, отмечают аналитики экспертной инициативы «Минский диалог» в первом выпуске
«Минского барометра» (мониторинга внешней политики и региональной безопасности в январе-феврале 2018 года). Следует ожидать, что на фоне внимания белорусского руководства к развитию сил специальных операций и ракетных соединений, а также созданию вооружений для них Минск будет уделять меньше внимания другим компонентам национальной армии и даже списывать без замены некоторые устаревающие виды тяжелого вооружения с последующей их реализацией через предприятия–спецэкспортеры ГВПК.
Эксперты отмечают, что, с одной стороны,
Беларусь избегает втягивания в конфронтацию нынешнего российского руководства с Западом и восточноевропейскими союзниками Запада, а с другой — разочарована в нарастающей неготовности Кремля укреплять своих партнеров и союзников в военном и экономическом отношении. Вследствие этого роста издержек и уменьшения выгод от союзничества с Москвой Минск не видит другого пути выживания кроме как большей опоры на свои силы и проведение все более отличной от российской, собственной политики в области безопасности. Оборонная самодостаточностьВ феврале высокопоставленные белорусские чиновники и государственные учреждения сделали ряд заявлений, указывающих на пересмотр оборонной политики в сторону большей самодостаточности. В своем выступлении 22 февраля Лукашенко заявил:
«При возникновении военной угрозы мы должны быть готовы к обеспечению всенародной защиты Беларуси. 70 тыс. военнослужащих нашей армии не обеспечат оборону государства ... землю надо защищать всем народом. Для этого продолжается совершенствование системы территориальной обороны. В случае военного конфликта мы в состоянии в течение короткого промежутка времени поставить под ружье полмиллиона человек и силами территориальной обороны обеспечить защиту важнейших объектов. В этом суть нашей оборонной доктрины». Президент упомянул сотрудничество с Россией, но фактически заявил, что агрессию должны отражать белорусские силы. Та же позиция представлена и в статье министра Равкова в февральском номере журнала «Беларуская думка».
Это фактическое изменение доктрины отражается и в реальной оборонной политике. Во-первых, в том приоритетном внимании, которое уделяется созданию небольшой мобильной армии и первоочередном развитии сил специальных операций. Во-вторых, в закупках вооружений. Беларусь не только в ответ на проблемы с получением оперативно-тактических ракет из России развернула собственную ракетную программу, но и сократила до минимума закупку бронетехники в России. Вместо закупок БТР-82А, Минск в 2017 году принял решение поставить на вооружение три собственные модели бронетехники (усовершенствованный БТР‑70МБ1, Кайман, МЗКТ‑490100), а также не только заказывает модернизацию Т-72 в России (Т-72БЗ), но и сам продолжает собственную модернизацию этого танка (Т-72БМ1)
Усиление охраны границы22 января было утверждено решение на охрану госграницы органами пограничной службы в 2018 году. Подписывая этот документ, Лукашенко отметил сложную ситуацию по всему периметру границ страны, в том числе и с Россией. По его словам, существующие проблемы не являются «абсолютно острыми», но никуда в ближайшем будущем не исчезнут, а потому
«активными темпами следует продолжать оборудовать пограничные рубежи, создавать непосредственные нормальные условия для несения службы пограничниками, строить заставы, оснащать современными техническими средствами государственную границу». Хотя детали принятого решения и не сообщались, но, согласно официальной информации, оно затрагивает вопросы
«выставления новых подразделений на украинском и прибалтийском направлениях».
Данное решение следует тенденции последних лет к повышению технического уровня охраны белорусской границы и ее усилению. Например, на совещании по вопросам деятельности правоохранительных органов с участием президента 10 марта 2017г. Госпогранкомитету было приказано усилить «войсковой компонент».
Перевооружение армии14 февраля министр обороны Равков заявил о том, что начало поставок новых истребителей Су-30СМ из России для белорусской армии откладывается до 2019 года. По его словам, задержка связана с последствиями западных санкций против России, которые привели к необходимости замены неких импортных деталей в этих самолетах.
У экспертов есть основания усомниться в данном объяснении, поскольку Россия продолжает производство таких самолетов и для собственных нужд, и на экспорт.
По всей видимости, считают они, Минск все еще не решил вопрос оплаты за самолеты
. Белорусская сторона неоднократно указывала на то, что было бы логичным, если бы Россия предоставила максимальную скидку на такую технику, поскольку она будет использоваться, в том числе, и для обеспечения безопасности важнейшего района России в рамках Единой системы ПВО. Кроме этого, Минск обозначал свое желание оплатить поставки товарами, что также не является чем-то экстраординарным, поскольку сама Россия уже продавала новейшие боевые самолеты за товары, в частности за пальмовое масло, Малайзии. Примечательно, что в данном случае Кремль, по всей вероятности, занимает жесткую позицию, ведь еще в конце 1990-х и начале 2000-х гг. Минск договаривался с Москвой об организации сборочного производства предыдущей модификации этих истребителей в Беларуси.
В целом, на то, что вопрос не урегулирован вообще, указывает и поведение высокопоставленных белорусских чиновников – от президента до министра обороны и командующего ВВС и ПВО. Как отмечают эксперты, в последние месяцы их заявления о поставках новых истребителей уже не звучат столь уверенно и конкретно, как в прошлом году, а в ряде выступлений эта тема самым красноречивым образом отсутствует. Например, подробно рассказывая в интервью БелТА 23 февраля о планах перевооружения, министр обороны Равков вообще не вспомнил о Су-30. Тема поставок российского вооружения отсутствовала и в выступлении Лукашенко в тот же день, хотя он рассказал о перевооружении армии. На заседании Совета безопасности 13 февраля президент также критиковал неготовность Кремля способствовать перевооружению армий государств-членов ОДКБ.
Таким образом, данная ситуация иллюстрирует падение уровня военно-технического сотрудничества между союзниками и свидетельствует о наличии ряда нерешенных вопросов, которые носят глубокий характер и сказываются не только на обороноспособности армии, но и негативно сказывается на деятельности ВПК Беларуси.
Так, 31 января председатель Государственного военно-промышленного комитета Олег Двигалев констатировал, что белорусские фирмы по-прежнему сталкиваются с «определенными проблемами» в доступе к российскому государственному оборонному заказу. Он также многозначительно добавил, что Беларусь следует за Россией в плане локализации производства и максимального производства важнейших видов вооружения на собственной территории. Проблема устойчивого стремления Кремля к замещению белорусских компонентов и даже готовых образцов военного снаряжения российскими аналогами хорошо известна. Примечательно, что 46% «взаимодействия» белорусских фирм в области военно-технического сотрудничества приходится на нероссийские предприятия.
Рост оборонных расходов в регионеВ нынешнем году беспрецедентно возросли расходы на оборону Беларуси и всех ее соседей. Ассигнования на армию возросли в бюджете нынешнего года более чем на четверть — до 576 млн долларов. В то же время у Латвии эти расходы составят 685 млн, у Литвы около 1 млрд, у Польши 11,5 млрд, у Украины 5,89 млрд долларов.
Кроме увеличения ассигнований на оборону, страны региона, в частности Литва, рассматривают возможность возврата к всеобщему призыву. Уже в этом году Литва намерена призвать 3,8 тыс. военнообязанных, что на триста человек больше, чем в прошлом году. На этом фоне Беларусь не планирует изменений в своей политике в данной области, но постепенно продолжает наращивать число контрактников, которое в настоящее время составляет 20% от всего солдатского и сержантского состава (еще в 2014 году эта цифра составляла 16%).
Эксперты Минского диалога считают, что белорусские власти будут делать все возможное для обеспечения самого важного компонента услуг в области безопасности, которые они гарантируют Москве с момента независимости — защиты белорусским сегментом системы ПВО и ПРО центрального российского региона. Эти услуги являются важным козырем Минска в двусторонних отношениях. Поэтому одним из приоритетов в закупках вооружения и развития армии будет снаряжение для ПВО.
Учитывая силу инерции политических шагов, приведших к конфронтации в регионе в последние несколько лет, а также нынешний рост военных расходов в Беларуси и странах региона, следует ожидать наращивания военного присутствия и развертывания новых вооружений в регионе. Впрочем, не стоит переоценивать экономические, социальные, человеческие и иные ресурсы стран региона, т. е. милитаризация региона за счет только самого региона будет носить весьма ограниченный характер. Дело может принять более серьезный оборот лишь в случае, если к этому подключатся силы, внешние по отношению к данному региону. К тому же, нынешняя милитаризация началась с очень низкого уровня, а потому ее кажущийся размах является скорее следствием широкого освещения в СМИ, а фактическое положение дел выглядит куда скромнее на всех сторонах нынешней конфронтации.
Эксперты считают, что постепенная дивергенция политики Беларуси и России в области безопасности продолжится. С белорусской стороны она является прагматической реакцией на наблюдающуюся на протяжении многих лет неготовность Москвы предоставить своему союзнику ожидаемую поддержку.ссылка