Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,323,801 101,846
 

  Удаленный пользователь
23 мар 2018 22:07:20

Оборонная стратегия Беларуси меняется

новая дискуссия Дискуссия  314

Белорусское руководство сделало ставку на «точечное» и «избирательное» перевооружение.
Для собственных потребностей Минск стремится создать более компактную армию с современным вооружением, необходимым для нужд небольшой страны, отмечают аналитики экспертной инициативы «Минский диалог» в первом выпуске «Минского барометра» (мониторинга внешней политики и региональной безопасности в январе-феврале 2018 года). Следует ожидать, что на фоне внимания белорусского руководства к развитию сил специальных операций и ракетных соединений, а также созданию вооружений для них Минск будет уделять меньше внимания другим компонентам национальной армии и даже списывать без замены некоторые устаревающие виды тяжелого вооружения с последующей их реализацией через предприятия–спецэкспортеры ГВПК.

Эксперты отмечают, что, с одной стороны, Беларусь избегает втягивания в конфронтацию нынешнего российского руководства с Западом и восточноевропейскими союзниками Запада, а с другой — разочарована  в нарастающей неготовности Кремля укреплять своих партнеров и союзников в военном и экономическом отношении. Вследствие этого роста издержек и уменьшения выгод от союзничества с Москвой Минск не видит другого пути выживания кроме как большей опоры на свои силы и проведение все более отличной от российской, собственной политики в области безопасности. 
Оборонная самодостаточность
В феврале высокопоставленные белорусские чиновники и государственные учреждения сделали ряд заявлений, указывающих на пересмотр оборонной политики в сторону большей самодостаточности. В своем выступлении 22 февраля Лукашенко заявил: «При возникновении военной угрозы мы должны быть готовы к обеспечению всенародной защиты Беларуси. 70 тыс. военнослужащих нашей армии не обеспечат оборону государства ... землю надо защищать всем народом. Для этого продолжается совершенствование системы территориальной обороны. В случае военного конфликта мы в состоянии в течение короткого промежутка времени поставить под ружье полмиллиона человек и силами территориальной обороны обеспечить защиту важнейших объектов. В этом суть нашей оборонной доктрины». Президент упомянул сотрудничество с Россией, но фактически заявил, что агрессию должны отражать белорусские силы. Та же позиция представлена и в статье министра Равкова в февральском номере журнала «Беларуская думка».
Это фактическое изменение доктрины отражается и в реальной оборонной политике. Во-первых, в том приоритетном внимании, которое уделяется созданию небольшой мобильной армии и первоочередном развитии сил специальных операций. Во-вторых, в закупках вооружений. Беларусь не только в ответ на проблемы с получением оперативно-тактических ракет из России развернула собственную ракетную программу, но и сократила до минимума закупку бронетехники в России. Вместо закупок БТР-82А, Минск в 2017 году принял решение поставить на вооружение три собственные модели бронетехники (усовершенствованный БТР‑70МБ1, Кайман, МЗКТ‑490100), а также не только заказывает модернизацию Т-72 в России (Т-72БЗ), но и сам продолжает собственную модернизацию этого танка (Т-72БМ1)
Усиление охраны границы
22 января было утверждено решение на охрану госграницы органами пограничной службы в 2018 году. Подписывая этот документ, Лукашенко отметил сложную ситуацию по всему периметру границ страны, в том числе и с Россией. По его словам, существующие проблемы не являются «абсолютно острыми», но никуда в ближайшем будущем не исчезнут, а потому «активными темпами следует продолжать оборудовать пограничные рубежи, создавать непосредственные нормальные условия для несения службы пограничниками, строить заставы, оснащать современными техническими средствами государственную границу». Хотя детали принятого решения и не сообщались, но, согласно официальной информации, оно затрагивает вопросы «выставления новых подразделений на украинском и прибалтийском направлениях».
Данное решение следует тенденции последних лет к повышению технического уровня охраны белорусской границы и ее усилению. Например, на совещании по вопросам деятельности правоохранительных органов с участием президента 10 марта 2017г. Госпогранкомитету было приказано усилить «войсковой компонент».
Перевооружение армии
14 февраля министр обороны Равков заявил о том, что начало поставок новых истребителей Су-30СМ из России для белорусской армии откладывается до 2019 года. По его словам, задержка связана с последствиями западных санкций против России, которые привели к необходимости замены неких импортных деталей в этих самолетах.
У экспертов есть основания усомниться в данном объяснении, поскольку Россия продолжает производство таких самолетов и для собственных нужд, и на экспорт.
По всей видимости, считают они, Минск все еще не решил вопрос оплаты за самолеты. Белорусская сторона неоднократно указывала на то, что было бы логичным, если бы Россия предоставила максимальную скидку на такую технику, поскольку она будет использоваться, в том числе, и для обеспечения безопасности важнейшего района России в рамках Единой системы ПВО. Кроме этого, Минск обозначал свое желание оплатить поставки товарами, что также не является чем-то экстраординарным, поскольку сама Россия уже продавала новейшие боевые самолеты за товары, в частности за пальмовое масло, Малайзии. Примечательно, что в данном  случае Кремль, по всей вероятности, занимает жесткую позицию, ведь еще в конце 1990-х и начале 2000-х гг. Минск договаривался с Москвой об организации сборочного производства предыдущей модификации этих истребителей в Беларуси.
В целом, на то, что вопрос не урегулирован вообще, указывает и поведение высокопоставленных белорусских чиновников – от президента до министра обороны и командующего ВВС и ПВО. Как отмечают эксперты, в последние месяцы их заявления о поставках новых истребителей уже не звучат столь уверенно и конкретно, как в прошлом году, а в ряде выступлений эта тема самым красноречивым образом отсутствует. Например, подробно рассказывая в интервью БелТА 23 февраля о планах перевооружения, министр обороны Равков вообще не вспомнил о Су-30. Тема поставок российского вооружения отсутствовала и в выступлении Лукашенко в тот же день, хотя он рассказал о перевооружении армии. На заседании Совета безопасности 13 февраля президент также критиковал неготовность Кремля способствовать перевооружению армий государств-членов ОДКБ.
Таким образом, данная ситуация иллюстрирует падение уровня военно-технического сотрудничества между союзниками и свидетельствует о наличии ряда нерешенных вопросов, которые носят глубокий характер и сказываются не только на обороноспособности армии, но и негативно сказывается на деятельности ВПК Беларуси. Так, 31 января председатель Государственного военно-промышленного комитета Олег Двигалев констатировал, что белорусские фирмы по-прежнему сталкиваются с «определенными проблемами» в доступе к российскому государственному оборонному заказу. Он также многозначительно добавил, что Беларусь следует за Россией в плане локализации производства и максимального производства важнейших видов вооружения на собственной территории. Проблема устойчивого стремления Кремля к замещению белорусских компонентов и даже готовых образцов военного снаряжения российскими аналогами хорошо известна. Примечательно, что 46% «взаимодействия» белорусских фирм в области военно-технического сотрудничества приходится на нероссийские предприятия.
Рост оборонных расходов  в регионе
В нынешнем году беспрецедентно возросли расходы на оборону Беларуси и всех ее соседей. Ассигнования на армию возросли в бюджете нынешнего года более чем на четверть — до 576 млн долларов. В то же время у Латвии эти расходы составят 685 млн, у Литвы около 1 млрд, у Польши 11,5 млрд, у Украины 5,89 млрд долларов.
Кроме увеличения ассигнований на оборону, страны региона, в частности Литва, рассматривают возможность возврата к всеобщему призыву. Уже в этом году Литва намерена призвать 3,8 тыс. военнообязанных, что на триста человек больше, чем в прошлом году. На этом фоне Беларусь не планирует изменений в своей политике в данной области, но постепенно продолжает наращивать число контрактников, которое в настоящее время составляет 20% от всего солдатского и сержантского состава (еще в 2014 году эта цифра составляла 16%).
Эксперты Минского диалога считают, что белорусские власти будут делать все возможное для обеспечения самого важного компонента услуг в области безопасности, которые они гарантируют Москве с момента независимости —  защиты белорусским сегментом системы ПВО и ПРО центрального российского региона. Эти услуги являются важным козырем Минска в двусторонних отношениях. Поэтому одним из приоритетов в закупках вооружения и развития армии будет снаряжение для ПВО.
Учитывая силу инерции политических шагов, приведших к конфронтации в регионе в последние несколько лет, а также нынешний рост военных расходов в Беларуси и странах региона, следует ожидать наращивания военного присутствия и развертывания новых вооружений в регионе. Впрочем, не стоит переоценивать экономические, социальные, человеческие и иные ресурсы стран региона, т. е. милитаризация региона за счет только самого региона будет носить весьма ограниченный характер. Дело может принять более серьезный оборот лишь в случае, если к этому подключатся силы, внешние по отношению к данному региону. К тому же, нынешняя милитаризация началась с очень низкого уровня, а потому ее кажущийся размах является скорее следствием широкого освещения в СМИ, а фактическое положение дел выглядит куда скромнее на всех сторонах нынешней конфронтации.
Эксперты считают, что постепенная дивергенция политики Беларуси и России в области безопасности продолжится. С белорусской стороны она является прагматической реакцией на наблюдающуюся на протяжении многих лет неготовность Москвы предоставить своему союзнику ожидаемую поддержку.

ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.49 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  mic44 ( Слушатель )
24 мар 2018 09:52:40
 а какая еще потдержка  нужна ????  - все  имеется - и сырье и рынок сбыта  и защита в рамках ОДКБ . Не хотят покупать оружие пусть разрешают развертывание войск РФ на территории как в настоящем а не декларативном союзном  государстве.
  • +0.00 / 0
  • АУ