Продолжение:
2. ФЛОТ, КОТОРЫЙ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫМ
Если советские военно-морские силы характеризовались высокой степенью
специализации кораблей и экипажей, ВМФ России движется к более универ-
сальному методу организации. Этот сдвиг ведет к большей гибкости воен-
но-морских сил, которые, однако, по-прежнему сталкиваются с рядом структур-
ных проблем.
2.1. ПРОЕКЦИЯ ЛИНИИ ОБОРОНЫ: ПРИМЕР СИРИЙСКОГО КРИЗИСА
Сирийский кризис стал «испытательным полигоном» для российского ВМФ, ко-
торый смог проверить системы вооружения в боевых условиях. Российские
военно-морские силы в основном выполняли три рода миссий в рамках сирий-
ской кампании:
• Поддержка режима путем поставки материалов и оружия. Для этого
была создана прямая судоходная линия между Россией и Сирией.
• Претворение в жизнь конвенционального сдерживания с помощью «ди-
пломатии канонерок»: для того чтобы предотвратить любые попытки приме-
нить силу против Дамаска в одностороннем порядке.
• Поддержка наземных операций правительственных войск огневой мо-
щью, за счет использования крылатых ракет «Калибр».
В комплексе все эти задачи служат, с одной стороны, укреплению диплома-
тических позиций Москвы в сирийском кризисе, а с другой – проекции россий-
ской линии обороны за пределы черноморской зоны, в Восточное Средизем-
номорье. Все это происходит в контексте обострения отношений с НАТО из-за
украинского кризиса.
Российский флот начал незаметно действовать с лета 2012 г. еще задолго до
прямого вмешательства России в военный конфликт в конце сентября 2015 г.
Он предоставлял режиму в Дамаске логистическую и материально-техниче-
скую помощь, без которой тот оказался бы в весьма затруднительном поло-
жении. Такая прямая линия регулярных челночных рейсов больших десантных
кораблей (БДК) по маршруту Новороссийск – Тартус получила название «Си-
рийский экспресс». С июля 2012 г. корабли Северного, Балтийского, Черномор-
ского и Тихоокеанского флотов активно по ней курсировали. За время работы
«Сирийского экспресса» этими судами было выполнено в общей сложности по-
рядка 318 рейсов, было перевезено более 185 500 тонн военных грузов24.
Черноморский флот и Каспийская флотилия также участвовали во вспомога-
тельных миссиях и впервые произвели боевой пуск крылатых ракет «Калибр»
из Восточного Средиземноморья и Каспийского моря. Запуски ракет осущест-
влялись с трех типов судов: малые ракетные корабли проекта 21631, фрегаты
(сторожевые корабли проекта 11661, и в особенности фрегаты проекта 11356М,
приписанные к Черноморскому флоту) и новые ДЭПЛ «Варшавянка», постав-
ленные в Черноморский флот. Эти подводные лодки на сегодняшний день про-
извели наибольшее количество пусков ракет «Калибр». Также восемь пусков
общим числом 37 крылатых ракет было осуществлено из Средиземного моря.
Наконец, поход авианосца «Адмирал Кузнецов» в Восточное Средиземно-
морье в конце 2016 г. предназначался для тестирования использования ави-
аносной ударной группы «на западный манер». Выполнение «Адмиралом Куз-
нецовым» боевых задач в Средиземном море было, тем не менее, омрачено
потерей МиГ-29К и Су-33 во время посадки самолетов на палубу авианосца.
Кроме того, представляется, что самолеты палубной авиации не были в состоя-
нии выполнять боевые задачи, взлетая с авианосца. Большинство из них были
переброшены на берег на российскую базу Хмеймим в районе Латакии для
участия в операциях с суши. Российский авианосец, разработанный как сред-
ство для воспрещения доступа не может быть задействован как инструмент
проекции силы против наземных целей. Таким образом, поход корабельной
группы во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии позволил
России осознать пределы ее возможностей при использовании по схеме, при-
меняемой ВМС Франции и США. Нет сомнений в том, что этот опыт окажется
бесценным, и на его основе будут сформулированы соответствующие требо-
вания к капитальному ремонту и глубокой модернизации авианосца, заплани-
рованным в 2018-2021 гг.
Сирийская кампания также позволила экипажам кораблей получить боевой
опыт в море. Новый фрегат «Адмирал Григорович» (проект 11356М, Черномор-
ский флот) провел в морском походе в 2017 г. порядка 169 дней, главным обра-
зом в Восточном Средиземноморье, став одним из самых активно используемых
российских кораблей в прошедшем году25. Однако успехи, которые продемон-
стрировал российский флот во время сирийской кампании, парадоксальным
образом сыграли против него во время разработки программы вооружения
на 2018-2027 гг. Приоритетом этой программы остается сохранение потенци-
ала стратегических ядерных сил. Основное финансирование при этом будет
направлено на оснащение сухопутных и воздушно-десантных войск. Для ВМФ,
который получил львиную долю средств по программе на 2011-2020 гг., пред-
усмотрено финансирование на сумму 2,6 трлн рублей (около 37 млрд евро)26
из 19 трлн рублей (более 270 млрд евро)27 от общего бюджета на 2018-2027 гг.,
что составляет чуть более 13%. В результате ВМФ получает пропорциональ-
но почти в два раза меньше средств, чем это предусматривалось программой
2011-2020 гг. Кроме того, новая программа вооружения не предусматривает
закладку новых судов, предназначенных для океанской зоны (эсминцы, боль-
шие десантные корабли, авианосцы) и делается ставка (вполне обоснованная)
на строительство малотоннажных судов и фрегатов.
2.2 ВОЗМОЖНОСТИ ФЛОТА В МИРОВОМ ОКЕАНЕ ПОД ВОПРОСОМ
Новая версия военно-морской доктрины вновь говорит о притязаниях России
на статус одной из «ведущих морских держав». Документ усеян отсылками к
российским интересам и к присутствию России в мировом океане. Традицион-
но российская политическая и военная элита рассматривает флот в первую
очередь как средство продвижения статуса великой державы во всем мире.
В отличие от Франции у России нет заморских территорий для защиты, а жиз-
ненно важные интересы Москвы остаются сосредоточенными по периметру
евразийского континента. К тому же руководство ВМФ в военных структурах
и в ВПК испытывает наибольшие трудности в том, чтобы пролоббировать стро-
ительство эсминцев, больших десантных кораблей или авианосцев. Понимая,
что экономическая ситуация не благоприятна для них, авторы новой россий-
ской военно-морской доктрины скорее стремились зафиксировать на бумаге
свои амбиции, чтобы затем, в будущем, когда придут лучшие времена, более
аргументировано обосновывать свои притязания. Другой фактор, отрицатель-
но сказывающийся на надводном российском океаническом флоте: отсутствие
у современной России стратегической причины для обладания подобным ин-
струментом. Когда в 1960-е гг. СССР приступил к строительству океанского
флота, речь шла о том, чтобы Москва могла поддерживать сеть альянсов и
союзнических отношений с «братскими странами» на всех континентах, бросая
вызов американской морской гегемонии и монопольному присутствию во всех
океанах. А сегодня какие задачи могли бы ставиться перед одним или несколь-
кими авианосцами, для которых к тому же потребовалось бы построить эсмин-
цы для групп сопровождения?
Тем не менее, Россия до сих пор обладает, пусть и скромным, надводным
океанским флотом, состоящим из 12 бывших советских кораблей, разделенных
между Северным, Черноморским и Тихоокеанским флотами. К ним относятся
авианосец «Адмирал Кузнецов» (Северный флот, проект 1143.5), атомный ракет-
ный крейсер «Петр Великий» (Северный флот, проект 1144), ракетные крейсеры
проекта 1164 «Варяг» (Тихоокеанский флот) и «Москва» (Черноморский флот), а
также шесть больших противолодочных кораблей проекта 1155, базирующих-
ся на Тихоокеанском и Северном флотах. В 2017 г. больше всего времени в
боевом походе (212 суток) провел большой противолодочный корабль «Севе-
роморск» (Северный флот). Суммарное время пребывания вдали от своих бе-
Записка Аналитического центра Обсерво, №17, март 2018 г.
www.obsfr.ru 16
регов всего российского ВМФ составило 1920 суток за 2017 г.28 В отличие от
принятой на Западе практики, корабли, которые отправляются в поход, идут
вместе с судами сопровождения, для того чтобы в случае необходимости быть
взятыми на буксир. Это свидетельствует о неуверенности в кораблях.
В отсутствии программы по строительству новых судов Россия намерена со-
хранить свои возможности в океанской зоне, модернизируя существующие ко-
рабли. К 2021 г. планируется завершить ремонт и глубокую модернизацию атом-
ного крейсера «Адмирал Нахимов» (проект 1144.2), который в настоящее время
проходит ее на заводе «Севмаш». За этим последуют ремонт и модернизация
тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», запланированные на
2020 г. Эти корабли должны быть оснащены универсальными вертикальными
пусковыми установками, пригодными для запуска ракет семейства «Калибр» и
«Оникс», а также морской версией зенитных ракетно-артиллерийских комплек-
сов «Панцирь» и «Полимент-Редут». Неоднократно заявлялось, что тяжелый
авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» планируется поставить на ремонт и
модернизацию в 2018 г. Модернизация крейсера будет не такой глубокой, как
изначально планировалось летом 2017 г., когда на нее собирались потратить
порядка 1 млрд евро. Сегодня на ремонт и модернизацию авианосца плани-
руется потратить уже порядка 25 млрд рублей (около 350 млн евро)29, вновь
вернуться на боевую службу корабль должен будет в начале 2020-х гг.
В целом все эти дорогостоящие программы модернизации должны продлить
жизнь бывших советских кораблей до конца 2020-х или до начала 2030-х гг.
То есть срок службы этих судов в российском флоте составит почти 50 лет.
При этом с точки зрения новых возможностей в океанской зоне программа
вооружения на 2018-2027 гг. предусматривает лишь опциональную закладку
головных кораблей. В то же время сохраняется весь комплекс вопросов, свя-
занных с неопределенностью объемов финансирования и сроков строитель-
ства. Таким образом, в течение 2020 гг. российскому флоту будет все сложнее
сохранять свое присутствие в мировом океане. Это вызывает серьезные риски
прекращения присутствия в мировом океане на горизонте 2030-х гг.
2.3. ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ВМФ ВО «ФЛОТ БЕРЕГОВОЙ
ОБОРОНЫ» И ЕГО «КАЛИБРИЗАЦИЯ»
Сочетание процессов старения бывших советских океанских кораблей и со-
кращения финансирования, к которым добавляются технологические пробле-
мы, вызванные санкциями, превращает российский ВМФ во «флот береговой
обороны». Это изменение само по себе не ставит под угрозу способность Рос-
сии защищать себя и продвигать свои морские интересы. С другой стороны, в
среднесрочной перспективе это ставит под сомнение ее способность осущест-
влять проекцию силы в водах мирового океана.
По причине того, что санкции создали дополнительные трудности для и так
проблемной реализации программы строительства фрегатов проекта 22350 и
проекта 11356M, в 2014-2015 гг. Россия сделала выбор в пользу строительства
менее тоннажных, но более многочисленных и тяжело вооруженных судов,
таких как малые ракетные корабли проекта 22800. Объединив эту двойную
тенденцию по строительству кораблей малого водоизмещения ближней мор-
ской зоны и «калибризации» флота, эти суда водоизмещением 800 тонн осна-
щены ракетами «Калибр», а также противокорабельными ракетами «Оникс» и
морской версией зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь».
Вместе с этим вероятно, что министерство обороны РФ продолжит программу
строительства малых ракетных кораблей проекта 21631. Эти корабли наилуч-
шим образом действуют на расстоянии до 500 морских миль (900 км) от берега,
в российской терминологии это называется ближней морской зоной30. Развер-
нутые под прикрытием мощных средств противовоздушной обороны (комплек-
сы противовоздушной обороны С-300 или С-400, противокорабельные раке-
ты «Бастион», многоцелевые истребители Су-30СМ), эти корабли, находясь в
открытом море или в российских реках могут осуществлять запуск ракет типа
«Калибр» дальностью до 2500 километров. Запущенные из Черного или Ка-
спийского моря, эти ракеты могут достичь целей, расположенных в Западной
Европе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Запущенные из Охотского
или Японского моря, они могут поразить цели в Японии и Китае. Делая ставку на
ракеты, как на ключевой элемент своего надводного флота, Россия использу-
ет свое преимущество от наличия «защитных сфер» A2/AD в своих внутренних
водах и прибрежных зонах. Таким образом, речь идет о возможности сдержи-
вания конвенциональными видами вооружения31. Помимо прочего, такая стра-
тегия обеспечивает асимметричный ответ на вероятную угрозу, исходящую от
флотов НАТО в Арктике, Прибалтике и Черноморском регионе.
Программа вооружения на 2018-2027 гг. делает упор на строительство фре-
гатов проектов 22350 и 22350M (при условии, что НПО «Сатурн» сможет по-
ставить подходящие турбины), а также корветов проекта 2038632. Комфортной
зоной для этих судов, как и для упомянутых выше кораблей и для ДЭПЛ проек-
та 636.3 «Варшавянка» являются прибрежные воды, где судоходность и защи-
щенность оптимальна33. Однако как показало развертывание Россией своей
30. В российской терминологии приняты обозначения: прибрежная зона - до 200 миль от собственного бе-
рега, ближняя морская зона - от 200 миль до 500 миль от собственного берега, дальняя морская зона - от
500 миль до 1000 миль от собственного берега, океанская зона - свыше 1000 миль от собственного берега.
морской группировки в Средиземноморье начиная с 2010-хх гг., эти суда так-
же могут быть задействованы в дальней морской зоне34. В любом случае для
обеспечения материально-технической поддержки ВМФ России, помимо вспо-
могательных судов, требуется расположенная поблизости военно-морская
база, или, по крайне мере, пункт материально-технического обеспечения. На
сегодняшний день эту функцию может выполнять только российский ПМТО в
Тартусе. В сочетании с авиационной группировкой, базирующейся на суше на
авиабазе в Латакии, это позволяет обеспечить ВМФ России сравнительно без-
опасную зону (единственную за пределами России) для своего флота в Восточ-
ном Средиземноморье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия на фоне США не выглядит великой океанской державой, но это и не
является целью ее ВМФ. Несмотря на то что атомные подводные лодки могут
длительное время находиться вдалеке от российских территориальных вод,
присутствие надводной компоненты флота в водах мирового океана остает-
ся ограниченным, хотя и реальным. Программа вооружения на 2011-2020 гг.,
целью которой было восстановление флота после глубокого кризиса, начав-
шегося в 1991 г., должна была дать толчок к развитию ВПК и необходимое для
этого финансирование. В сущности, России еще предстоит решить целый ряд
проблем, прежде чем она станет настоящей военно-морской силой в мэхэнов-
ском смысле этого термина35. Но есть ли такая необходимость? Москва, конеч-
но, намерена продолжать сохранять свое присутствие в мировом океане, но не
любой ценой: именно это следует извлечь из ее последней военно-морской
доктрины и госпрограммы вооружения на 2018-2027 гг. Какова же будет цена
этого выбора?
Анализ основных тенденций ВМФ России приводит к выводу о том, что он под-
вергается серьезному риску сжатия своего радиуса действия к концу 2020 гг.
В самом деле уже наблюдается процесс стягивания российских военно-мор-
ских сил к своей береговой зоне, хотя при этом флот сохраняет способность
сдерживать и угрожать более мощным ВМФ других стран. Также к процессам
стягивания к своим берегам добавляется процесс чрезмерного вооружения
малотоннажных судов, которые российский ВПК оказался способен произво-
дить в нужных количествах и с требуемом качеством. В то же время избыточ-
ность вооружений в сочетании с постоянными проблемами с ходовой частью
приводит к серьезным проблемам со сроком службы и надежностью некото-
рых судов. К тому же снижение радиуса действия флота едва ли можно компен-
сировать за счет возможностей фрегатов присутствовать в мировом океане,
скорее даже судов, которые можно отнести к классу корветов, не предназна-
ченных для подобных дальних морских походов36. Для того чтобы компенсиро-
вать слабые судоходные качества этих судов и для обеспечения оптимальной
логистической цепочки, Россия могла бы стремиться к обладанию объектами
военно-морской инфраструктуры в удаленных морских зонах, даже необяза-
тельно с их дальнейшим превращением в ПМТО или тем более в морские базы.
Оптимизация военно-морских заказов будет иметь последствия для россий-
ского ВПК. Если некоторые крупные верфи благодаря своей специализации и
оборудованию (как например, «Севмаш» для ПЛАРБ) сохранят эксклюзивные
контракты на постройку и обслуживание некоторых видов военной техники,