Большущее интервью руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игоря Баринова
(отрывочки)
...
—
На днях исполнилось три года работы Федерального агентства по делам национальностей, давайте подведем итоги. Как ситуация обстояла три года назад, что поменялось? Вам с нуля пришлось создавать новую структуру.— Три года нашему ведомству — это, конечно, небольшой срок, но нам уже многое удалось сделать, запустить системные процессы. Достаточно сказать, что последние несколько лет в стране фиксируется самый высокий уровень и стабильная положительная динамика ключевых показателей межнациональных отношений. Оказалась решаемой и сложная двуединая задача, поставленная в стратегии государственной национальной политики, объединяющая, на первый взгляд, взаимоисключающие процессы — одновременное этнокультурное развитие народов России и укрепление общероссийской гражданской идентичности. Сегодня, по данным исследований, у наших граждан почти в равной степени сформированы идентичности — и национальная, и общероссийская.
Если говорить конкретно, то, вне всякого сомнения,
самым значительным событием для нас стало принятие и начало реализации с 2017 года государственной программы по национальной политике. Подчеркну, что это первая, сформированная нами практически с нуля и, по сути, уникальная, в силу специфики сферы регулирования, государственная программа.Еще один важный момент, принимая во внимание отсутствие у нас территориальных подразделений и представительств, это формирование многоуровневой системы государственного управления в национальной политике. Два года назад нами была разработана и предложена субъектам система унификации органов власти, занимающихся регулированием межнациональных и межрелигиозных отношений. Сегодня в большинстве регионов этот процесс перешел в финальную стадию, и сейчас все усилия сосредоточены на завершении унификации на уровне муниципальных образований, которых в России насчитывается свыше 22 тысяч.
Выстроена работа по профилактике экстремизма,
повышению общероссийской гражданской идентичности, мы много времени уделяем молодежи,
на системной основе осуществляется поддержка коренных малочисленных народов, казачества, языков народов России и так далее.
...
(мое любимое место в интервью)
—
Почему для России важно возрождение Большого казачьего круга?— Это знаковое событие в новейшей истории. Роль казачества сложно переоценить. Масштаб личностей казаков в истории страны непреходящий. Достаточно вспомнить покорителя суровой Сибири Ермака, патриарха Московского и всея Руси Гермогена, для которого независимость государства от тайных и явных врагов, спасение от подлинной национальной катастрофы стали смыслом жизни, величайших землепроходцев Семена Дежнева и Владимира Атласова, прославленного атамана Матвея Платова, основателя моего родного города и столицы казачества города Новочеркасска, и многих других легендарных казаков.
Но ведь история казачества — не только путь славы и побед, беззаветного служения интересам государства, были года забвения и упадка. Хотя и в новейшей истории казаки доказали свою верность стране, пройдя в качестве добровольцев и в рядах российской армии через многочисленные горячие точки, возникшие на постсоветском пространстве, спасая наших соотечественников, сражаясь с многочисленными врагами, начиная от отдельных групп сепаратистов и заканчивая мировым терроризмом. Добровольцы принимали участие в боевых действиях в Приднестровье, защищали сербское население в Югославии, участвовали в вооруженных конфликтах на Кавказе — везде, где вспыхивали межнациональные конфликты и появлялась угроза национальной безопасности страны.
Но только к концу 90-х годов государство постепенно стало разворачиваться к казачеству, формировать меры поддержки, нормативную правовую базу, которая позволила упорядочить казачье движение, придать ему легитимность. Менялось и само казачество: различные группы маргиналов, паразитировавших на казачьей идее и заслуженно получивших позорное прозвище "ряженые", постепенно исчезали. Одним словом, за последние два десятка лет казачество при поддержке государства, руководства страны пережило колоссальную трансформацию: от почти полного забвения до одного из определяющих факторов устойчивого развития страны.Казачество сегодня показывает результаты во многих сферах: от несения службы в Вооруженных силах, участия в обеспечении общественного порядка и защиты государственной границы до развития системы непрерывного казачьего образования и военно-патриотического воспитания. Не остались они в стороне во время событий в Крыму.
Пройден большой путь, но сейчас не время останавливаться на достигнутом. Наша страна живет в условиях глобальной информационной войны, когда технологии манипулирования общественным сознанием оказываются куда более разрушительными, чем самое современное оружие. А казаки являются одной из первоочередных целей деструктивных сил, заинтересованных в расколе и разобщении российского общества. Мы не можем не обращать на это внимания. Тем более что и в стратегических документах заложены консолидация и поиск эффективных механизмов партнерства всех структур, представляющих казачество.
И первоочередным этапом такой консолидации должно стать формирование Всероссийского казачьего общества, а следующим этапом будет консолидация казачества, которое представлено многотысячными общественными организациями. В какой форме это должно быть, на какой базе — вопросы для обсуждения и совместного, прежде всего с самими казаками, коллегиального решения. Убежден, что казачество — огромный потенциал, который должен быть использован на благо государства и самого казачества.— Вы родом из Новочеркасска, считающегося столицей донского казачества. Лично для вас какое значение имеет объединение казачества?— Для меня это во многом личная история, мое детство прошло рядом с музеем истории донского казачества, недалеко от Вознесенского войскового патриаршего собора, где находится могила атамана Платова, памятник Ермаку. Все там пропитано духом казачества, я думаю, что именно это во многом предопределило мой жизненный выбор — решение поступать в военное училище, связать свою жизнь со службой в Вооруженных силах, потом в контртеррористическом подразделении органов безопасности, то есть служить Родине.
—
Какие глобальные задачи стоят перед агентством в ближайшее время?— Большой спектр вопросов нужно систематизировать, поставить, так скажем, на рельсы.
Это и унификация региональных программ в нашей сфере, и дальнейшее совершенствование государственной системы мониторинга, и консолидация российского казачества. Очень важным для себя считаем проблему погружения этнокультурного содержания в образование, в этом вопросе пора уже переходить к конкретным, последовательным и системным действиям совместно с Минобрнауки России. Тогда в перспективе пяти-семи лет мы будем видеть конкретные результаты этой работы, которые отразятся на всех без исключения направлениях реализации государственной национальной политики.
В ближайшее время нам нужно фактически с нуля выстроить рабочую систему социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан.
Могу заверить, что мы предпримем все необходимое и все от нас зависящее, чтобы никогда больше не появилось даже намеков на повторение событий 90-х годов, распада России по национальному признаку, как это в свое время произошло с Советским Союзом.РИА Новости
https://ria.ru/interview/20180404/1517884508.html