Торговая война Трампа с Китаем в автомобильной индустрии нерациональнаЦитата8 апреля, «Жэньминь жибао» онлайн -- «Если США упустят китайский рынок в связи с торговой войной, автомобильная промышленность Соединенных Штатов окажется под большим ударом», - сказал заместитель председателя Ассоциации автомобильной промышленности Китая (ААПК) Дун Ян в интервью СМИ. Об этом 3 апреля сообщил сайт «Хуаньцюван».
22 марта президент США Дональд Трамп официально подписал меморандум о введении пошлин на товары, ввозимые из Китая, и об ограничении деятельности китайских предприятий по инвестициям, слияниям и поглощениям в США. Масштаб китайских товаров, которых коснутся пошлины, может достичь $60 млрд.
Согласно сообщениям иностранных СМИ, США могут попросить Китай снизить пошлины на импорт автомобилей до уровня американских тарифов и снять ограничения на иностранные доли в секторе автомобильного производства в Китае. США могут также ввести тарифы на китайские автомобили на новых источниках энергии. По поводу этого, многие специалисты считают, что претензии США по отношению к автомобильной промышленности Китая являются непрофессиональными и безосновательными.
Например, в марте текущего года генеральный директор Tesla Элон Маск выступил с критикой в адрес Китая о том, что ни одна американская автомобильная компания не владеет более 50% акций в Китае, но в США сейчас насчитывается пять 100% принадлежащих Китаю компаний по производству электромобилей. В действительности, люди с такой точкой зрения не учитывают состояние развития многих совместных автомобильных предприятий.В качестве примера можно привести SAIC General Motors Co., Ltd., акциями которых Китай и США владеют пополам. Доход США достиг $148,1 млрд., их прибыль составила$13,2 млрд., а в течение года было выпущено 1,87 млн. автомобилей. Кроме того, согласно информации МИД КНР, в повестку дня также включено ослабление ограничений на владение акциями иностранных компаний по производству автомобилей на новых источниках энергии.
Президент США Трамп также заявил, что китайские компании «незаконно присвоили» себе технологии американских предприятий, потому что американским производителям необходимо открывать компании на совместном капитале в КНР, а затем делиться технологиями. Судя по историческому опыту, Китай не требует от совместных предприятий проводить исследования и разработки в Китае, раскрывать ключевые технологии и основные детали. Фактически, большинство иностранных научно-исследовательских учреждений в Китае только адаптируют зарубежные зрелые технологии для локализации.
Относительно различий в пошлинах на импортные автомобили между Китаем и Соединенными Штатами, специалисты считают, что по правилам ВТО, проводимая развивающейся страной соответствующая тарифная и политическая защита для основных отраслей промышленности вполне справедлива и логична.
Китайско-американские совместные автомобильные компании уже добились благоприятных результатов. С одной стороны, Китай является важнейшим рынком для американских автопредприятий. Согласно статистическим данным, в 2016 году основной бизнес-доход китайско-американских совместных компаний составил 17% от общего оборота китайской автомобильной промышленности и 18% от совокупного производства. Доходы США достигли $268,1 млрд., а прибыль составила$26,8 млрд., не включая доходы от передачи технологий. С другой стороны, китайско-американские автомобильные компании совместно развивают новые рынки.
Торговая война в автоиндустрии вряд ли принесет пользу США. В настоящее время, доля американских марок на китайском рынке невелика и составляет около 10%, уступая Германии и Японии. «Это значит, что уровень незаменимости автомобилей американских брендов невысокий», - заявил помощник генерального секретаря ААПК Сюй Хайдун. Немецкие, японские, французские и китайские автомобили могут заполнить рыночный спрос после сокращения предложения со стороны американских компаний в связи с торговой войной. Более того, торговая война приведет к тому, что США упустят важную историческую возможность, так как присутствие Соединенных Штатов в Китае, возможно, будет ограничено, а КНР является крупнейшим рынком автомобилей на новых источниках.
Теслы тут в Гуанчжоу вижу постоянно. Но китайских электромобилей вообще полно. Электромобили на прокат довольно недорого предлагают. Заправок с розетками полно. Ну, и, писал уже, легковые автомобили на традиционном топливе (бензин/дизель) по визуальным ощущениям процентов на 90% западных (европейских/американских, японских/корейских) брендов. Китайский автопром делает "запад" только по авто на новых источниках энергии.