"Особым отделом НКВД Западного фронта установлено по имеющимся материалам, что германская разведка за последнее время усилила переброску в тыл Красной Армии и тыловые районы специально обученную разведывательную агентуру, перед которой ставит задачу проникать в штабы и другие органы управления частей Красной Армии.
Для подготовки этой агентуры немецкая разведка организовала в ряде пунктов (Смоленск, Борисово и др.) специальные школы, которые готовят разведчиков и разведчиков-радистов для переброски в тыл Красной Армии.
Основным контингентом, которым немецкая разведка пополняет эти школы, являются военнопленные из военнослужащих Красной Армии, а также гражданские лица, особенно дети от 8 до 14 лет из уголовно-хулиганского элемента и беспризорных. Дети обучаются в школах от 7 до 15 дней незаметному проникновению в расположение Красной Армии, выяснению основных разведывательных сведений о Красной Армии (нумерация частей, фамилии командиров, расположение артиллерии, складов боеприпасов и горючего).[102]
Помимо переброски специально подготовленной, обученной агентуры немецкая разведка широко практикует вербовки и переброски через линию фронта пленных военнослужащих Красной Армии, рабочих оборонительных сооружений, жителей временно захваченных территорий и застрявших там по различным причинам граждан из тыловых областей СССР. Эта агентура забрасывается противником в ближний и дальний тыл Красной Армии с разведывательными заданиями.
Одновременно в целях подготовки более квалифицированных кадров агентуры немецкая разведка в занятых населенных пунктах проводит учет "бывших людей", членов антисоветских политпартий, имевших судимость при Советской власти, уголовников и иного антисоветского элемента, отбирая из них кадры для административных должностей в оккупированных городах и селах.
Также вербуются в значительном количестве неустойчивые элементы из нескомпрометированных лиц, членов ВКП(б), комсомольцев, причем при вербовке последних используется регистрация, проводимая обычно в оккупированных местностях.
Отступление немецких войск под натиском Красной Армии выдвигает новые моменты в работе 00 НКВД армий и дивизий в оставленных немцами районах:
1. Ликвидация кадров, наиболее преданных германскому фашизму, в лице администрации оккупирован ных населенных пунктов (полицейских служащих административных учреждений).
2.Выявление и обезвреживание немецких разведывательных групп, оставленных немецкой разведкой в освобожденных Красной Армией городах и наиболее важных в стратегическом отношении населенных пунктах.
Особые отделы НКВД армий и дивизий за последнее время дают довольно большое количество разоблаченных немецких агентов, засылаемых к нам немецкими разведорганами, но подавляющее большинство арестов выявленной немецкой агентуры идет за счет разоблачения так называемой массовой агентуры противника: "вышедших из окружения", "бежавших из плена" и других лиц, прибывающих из районов, временно занятых фашистами.[103]
Разоблачение этой агентуры производится в основном в результате следственной обработки лиц, в отношении которых имеются некоторые данные (например, путаные сведения, сообщенные ими о себе, об обстоятельствах выхода из окружения), вызывающие подозрение в их связи с немецкой разведкой.
Выявление специально обученной, наиболее квалифицированной немецкой агентуры, засылаемой в наш тыл германской разведкой, путем планомерной глубокой агентурной работы, выявление, розыск и изъятие этой агентуры методами проникновения в замыслы врага организовано крайне неудовлетворительно и ведется без каких-либо успешных результатов.
Ряд особых отделов армий и дивизий до сих пор не только не имеют квалифицированной агентуры в штабах, подразделениях, на наиболее опасных в смысле возможности проникновения вражеской агентуры участках, но даже не произвели учета военнослужащих, о которых имеются компрометирующие сведения, иногда довольно серьезные.
Такие факты, как пребывание в плену, длительное пребывание в окружении и выход из него при чрезвычайно сомнительных обстоятельствах, не вызывают в некоторых ОО НКВД армий и дивизий заинтересованности данным военнослужащим разработать его.
За последнее время участились случаи проникновения в штабы женщин, легализовавших себя в качестве "жен", "секретарей", "медработников" при командирах подразделений.
Имели место и такие случаи, когда эти женщины были взяты командирами в местностях, только что освобожденных от противника. Эти женщины, находясь в помещении штаба, где ведутся секретные разговоры, знают не только численность, вооружение и слабые места подразделения, но и намерения командования, которое в их присутствии отдает устные и телефонные приказания. Однако до сих пор ни один 00 НКВД армии и дивизии не произвел ни одного ареста среди женщин, не изобличил среди них ни одного шпиона, хотя, по имеющимся в 00 НКВД данным, точно известно, что эти женщины используются немецкой разведкой.
Переброска агентуры в тыл немецких войск поставле [104] на неудовлетворительно во всех 00 армий фронта, несмотря на большие количественные показатели.
Предлагаю:
1. Особым отделам НКВД армий и дивизий принять немедленно меры, которые обеспечивали бы задержание и тщательную фильтрацию всех без исключения лиц (независимо от возраста и пола), [следующих] через линию фронта с территории, занятой противником...
4. Серьезно организовать учет сомнительного элемента по штабам, обратив особое внимание на лиц:
а) бывших в окружении противника, находившихся в плену, проживавших на оккупированной немцами территории или имеющих родственников, проживающих либо проживавших там;
б) бывших в плену в Германии во время империалистической войны 1914-1918 гг.;
в) бывших в командировках, учившихся в какой-либо из стран "оси";
г) имеющих там родственников;
д) имевших какое-либо отношение лично или через родных к германским торговым или иным фирмам.
5. Обеспечить обслуживание указанных выше контингентов - работников штабов серьезной, проверенной агентурой и активно их разрабатывать.
6. Систематически подготавливать для переброски в тыл противника проверенную агентуру, способную решать следующие задачи:
а) проникать в разведывательные органы немцев с целью выявления дислокации и личного состава этих учреждений и лиц, подготавливаемых противником к переброске на нашу территорию;
б) легализоваться на территории, занятой противником, организовать конспиративные квартиры, вербо вать связистов для регулярной связи с нами и передачи нам материалов.
Работу по окружению штабов и военных учреждений организовать таким образом, чтобы она помогла путем использования связей военнослужащих среди гражданского населения выявлять агентуру противника в штабах и руководящих военных учреждениях. В следственной работе по делам выявленной шпионской агентуры противника поставить задачу: выявлять дислокацию, состав и методы работы разведыватель [105] ных и контрразведывательных органов воюющих с СССР стран.
Для этой цели обеспечить следственную и агентурную обработку арестованных агентов, особенно тех, которые проходили специальную подготовку в разведывательно-диверсионных школах противника".
Архивные документы свидетельствуют, что в ряде городов оккупированной территории Белоруссии проводилась вербовка женщин в немецкие спецслужбы.
По неполным данным белорусского исследователя Д. С. Кривицкого, количество завербованных и подготовленных агентов-женщин равнялось 20% от всех выпускников школ подготовки разведчиков и диверсантов.