Рогозин vs Роскосмос. Война?Тучи сгущаются и что-то назревает. Информация о том, что Роскосмос собираются закрывать и вливать в крупный ракетно-космический холдинг, получила развитие спустя месяц.
Справка от 29 марта: ракетная российская госкорпорация в ближайшее время окончит своё существование. Роскосмос, концерны ВКО «Алмаз-Антей» и «РТИ Системы», а также корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) войдут в единый ракетно-космический холдинг. Данная идея является инициативой Дмитрия Рогозина. Об этом заявили сразу семь независимых источников из ВПК и МинОбороны газете "Известия". Причина объединения по словам источников - неэффективность и раздробленность работы по близким направлениям. И война начинает разворачиваться вокруг "Союза-5". Это и хорошо, и плохо одновременно. Когда Игоря Комарова спросили в интервью об этой информации, он ответил, что ничего такого не знает, конечно, но в целом категорически против объединения. Так как это повлияет на существующие разработки, а сопутствующая реформа затормозит их на несколько лет. Трудно не согласиться. Очередные реформы, убытки, задержки - в современных реалиях для России это может означать потерю своего космического влияния и полное отставание от Китая и США. Когда ведущие страны начнут создание окололунной станции и осуществление полётов к Луне, Россия рискует завязнуть в болоте реформ. Но также важно и то, где окажется отечественная космонавтика через двадцать лет, если оставить всё так, как есть.
Политика - дело тонкое и очень грязное. Особенно это касается политических игр, которые решил устроить Дмитрий Рогозин. Кто устроил вброс, что Роскосмос будет влит в военный холдинг? Конечно, мы никогда об этом не узнаем, но определённый сигнал в структуры агентства был послан. И принят очень недружелюбно. Сделано это было по понятным причинам, которые открыто высказывались - потеря всех сроков и берегов, постоянные переносы проектов.
"Ангара" оказалась хуже заявленных технических характеристик, модуль "Наука" для МКС переносился уже много лет и даже сейчас не имеет конкретных сроков запуска. "Луна-25" должна была стартовать в 18-ом году, но уже перенесена по словам Комарова на 2020-ый. Проблемы с последними запусками, один из которых в конце прошлого года закончился ошибочно заданной траекторией для разгонного блока "Фрегат" и падением спутников в океан. Причин достаточно.
Очень любопытная ситуация наблюдается теперь вокруг "Союза-5". Даже удивительно, как этот носитель становится камнем преткновения для всей отечественной космонавтики. На него сейчас завязано абсолютно всё. От появления частного оператора до полётов к другим планетам. Окололунная станция, сверхтяжёлая ракета, ядерный буксир, "Морской старт", космический корабль "Федерация", исследование дальнего космоса - абсолютно все ниточки связаны одним центральным проектом. И весьма не просто так ему было дано название "Феникс".
Сначала принятие эскизного проекта "Союза-5" отложили до конца 2018-го года, чтобы устранить недостатки и замечания. Хотя до этого все были довольны идущими разработками, но внезапно со стороны С7 и научно-технического совета Роскосмоса посыпалось недовольство и требования заметно изменить характеристики и возможности нового носителя. Глава С7 Сергей Сопов заявил, что на данный момент - это новый "Зенит" и ничего более, а такой ракеты частному оператору не нужно, так как к созданию и производству она попросту устареет и станет неконкурентоспособной. История с научно-техническим советом Роскосмоса ещё интересней. Какие именно придирки они сделали к проекту, неизвестно, но именно они не дали завершить его и отложили принятие до конца года.
В начале апреля становится известно, что "Энергия" доработала "Союз", исправив замечания и недостатки. Соответственно, эскизный проект также сдан и закончен. Можно приступать к следующему шагу. Но буквально в последние дни Дмитрий Рогозин даёт нам ещё два пазла, с которыми мы начинаем понимать очертания мозаики.
Глава научно-технического совета Роскосмоса (того самого, который задержал проект "Союза-5") Юрий Коптев рассказывает "Известиям", что серьёзные проблемы в отрасли есть. Необходимы носители на современном топливе, которых у России нет, в отличие от других стран. И "Ангару" никто не бросит, так как она сейчас наша единственная экологичная ракета, которая может заменить "Протон" и заняться орбитальной группировкой спутников в будущем.
Уважаемый человек в отрасли рассказывает, на что бы стоило обратить внимание, при этом отрицая всякие связи с Кремлём в своём интервью. А на следующий день по случайному стечению обстоятельств Рогозин на Воронежском предприятии КБХА, где создали двигатели для "Ангары", заявляет:
"Эскиз по "Союзу-5" Роскосмос уже в принципе одобрил, но я сейчас поручил подготовить, и через три месяца это будет представлено в правительство, мы посмотрим и на альтернативный вариант, который уже будет не на кислород-керосиновом двигателе, а на метановом новом двигателе". Для примера. Новая американская SLS будет на водородных двигателях RS-25D/E и J-2X , SpaceX и Blue Origin переходят на метановые двигатели Raptor и BE-4 соответственно. Также в новой ракете Blue Origin - New Glenn - вторая ступень будет на водородном BE-3. Европейский "Ариан-5" также имеет кислородно-водородные двигатели. Дмитрий Рогозин фактически заявляет, что Роскосмосу не доверяют и не дадут самому работать над "Фениксом".
"Если и делать эту ракету, то надо делать ее на современном двигателе, а не на двигателе, которому 50 лет". По его словам, руководство предприятия в Воронеже полностью поддержало идею нового двигателя, а между коллегией военно-промышленного комплекса и Роскосмосом идут серьёзные споры по этому вопросу.
В сухом остатке Роскосмос оказывается в западне, где даже личный научно-технический совет и главы предприятий уже высказываются против своего руководства. Окружив себя союзниками в ВПК и C7, Рогозин всячески пытается заставить Комарова сделать достойный нового века носитель. И это необходимое меньшее зло. Да, отечественная космонавтика потеряет два года на этой войне. Но без неё она может потерять
двадцать лет.