Вот другой фрагмент из интервью Суркова Spiegel: «Запад не должен любить нас. На самом деле, мы должны чаще спрашивать себя, почему люди так подозрительно относятся к нам. В конце концов, Запад не является благотворительной организацией. Как мы воспринимались веками? Как огромный, воинственный мир, которым управляют деспоты — сначала цари, а затем большевики. Почему кто-то должен любить нас? Если мы хотим, чтобы нас приняли, мы должны что-то сделать взамен. И это искусство, которое нам еще предстоит освоить». Итак, чтобы Запад «нас принял», нужно делать нечто — искусство чего предстоит еще только освоить.
И дальше читаем в интервью у Суркова: «Ностальгия по советской эпохе имеет сильную поддержку среди людей. Но не среди элиты и, на мой взгляд, не у президента. Мы не заинтересованы в сохранении остатков коммунистической эпохи, но мы верим в сохранение того, что было достигнуто за последние полтора десятилетия». Т. е., получается, что Сурков верит в сохранение «достижений» эпохи ельцинизма. Так, когда Сурков был искренен тогда или сейчас?
Перечислим дальше существенные недостатки содержательной части статьи Суркова «Одиночество полукровки (14+)». Очевидно, что, когда Сурков рассуждает о трех цивилизация — Западе, Востоке и России, он так и не понял цивилизационную концепцию Хантингтона.
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,
и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей
на Страшный Господень Суд».
(Редьярд Киплинг)
Дело в том, что противопоставление Запада Востоку, а Европы Азии — это вполне себе европоцентричный взгляд на мир эпохи модерна. Отдельная передовая и прогрессивная западная цивилизация противопоставляется всему остальному миру — отсталому и косному. Между тем, в самой Азии присутствует многообразие совершенно разных цивилизаций: Китай, Индия, исламский мир арабов, Иран, Турция и т. д. Это целая вселенная традиционных обществ, приспособившихся, либо еще приспосабливающихся к модерну.
Кроме того, в «Одиночестве полукровки (14+)» Сурков весьма вульгарно представил российскую историю, показав процесс российской догоняющей модернизации, как своего рода многовековые странствия России — «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад». Сурков уподобил Россию тому самому Ивану-дураку из русских сказок, который в своих странствиях туда-сюда и обратно в итоге обретал царевну и полцарства в придачу. «Событие это — завершение эпического путешествия России на Запад, прекращение многократных и бесплодных попыток стать частью Западной цивилизации, породниться с „хорошей семьей“ европейских народов». Вот вам, по Суркову, и царевна, терем на три века одиночества и царство в придачу — Третий Рим в третьем мире. «Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима…».
А ведь еще, по Суркову, получается, что в последних четырех веках бессмысленного странствия Ивана-дурака виноват «легкомысленный Лжедмитрий». Правда и то, что не успел накуролесить расстрига. Но тем не менее, у Суркова: «Сегодня, когда это старинное подозрение превратилось в очевидный факт, зазвучали предложения, а не шарахнуться ли нам в другую сторону, в Азию, на Восток. Не нужно. И вот почему: потому что Россия там уже была» — по Суркову, в облике «обериута в шапке Мономаха».
Да, никуда России не шла. Она оставалась ровно там, где находилась и находится сейчас. Вот только с головами не все в порядке, если состояние статики принимается за движение. Это как глядеть из окна поезда: то ли березки бегут, то ли поезд едет. И потом для страны, которая претендует на статус некого полюса, вообще не может существовать понятия «геополитическое одиночество», потому что эта страна представляет саму себя. Историческая часть у Суркова явно нуждается в отдельном и подробном комментарии.
Следующий крайне неудачный момент в статье Суркова. При господстве в настоящее время конструктивистской этнологии Сурков для определения цивилизационной идентичности России использует метафоры «почвы и крови», свойственные как раз примордиалистской этнологии. Вот как это у него выглядит: «Наша культурная и геополитическая принадлежность напоминает блуждающую идентичность человека, рожденного в смешанном браке. Он везде родственник и нигде не родной. Свой среди чужих, чужой среди своих. Всех понимающий, никем не понятый. Полукровка, метис, странный какой-то. Россия — это западно-восточная страна-полукровка». Подобное сравнение уже показалось русским читателям оскорбительным, и Суркову ответили в том смысле, что «сам такой, а мы — нет».
Заметим, что кризис множественности российских идентичностей, формирование квазиидентичностей является плохим признаком.
Подведем итог. В целом, имеет или не имеет смысл статья Суркова «Одиночество полукровки (14+)»? Да, разумеется, имеет. Мы воочию наблюдаем достраивание новой концепции внешней и внутренней политики Российской Федерации, предложенной т. н. Валдайским клубом и обращенной смыслами своими к Западу — США и их союзникам в Европе и Азии. Речь идет о
концепциях«отстраненности вместо конфронтации» и «
сдержанности вместо напористости»
Алексея Миллера и
Федора Лукьянова.
Концепция призвана стать основой урегулирования конфликта с Западом путем геополитических уступок при условии оставлении России «в вотчину» ее правящим олигархическим кругам. Смысл ее — мы хорошие и больше плохо делать не будем. Общий контур концепции тезисно выглядит следующим образом:
— Россия — не Европа и не может стать частью Запада, т. е. «золотого миллиарда»;
— Россия — это свой самодостаточный мир;
— РФ не в состоянии вновь стать империей;
— РФ не в состоянии стать центром интеграции на постсоветском пространстве;
— РФ — не империя, но и не национальное государство;
— РФ отказалась от ирредентистской политики;
— РФ не будет вмешиваться в дела Европы;
— в адрес Европы РФ откажется от враждебной риторики и не будет применять к ней враждебной идеологии;
— неевропейская российская идентичность не будет генерировать отношение враждебности к Европе;
— постсоветский период закончился, поэтому его проблемы становятся неактуальны;
— РФ откажется от политики гегемонии на постсоветском пространстве или выстраивания своей гегемонии;
— РФ будет ориентироваться на бесконфликтную политику с соседями, что будет гарантировано ликвидацией кризисных точек на постсоветском пространстве;
— РФ не будет использовать «энергетическое оружие» не только против Европы, но и против постсоветских государств, в том числе, Украины;
— РФ замкнется в своей территории, при этом жестко зафиксировав некие «красные линии»;
— РФ признает свои границы окончательными и нерушимыми;
— РФ замкнется в своих границах во имя развития своих территорий. Она займется внутренним освоением по концепции созидательного действия;
— РФ продолжит формирование российской гражданской идентичности, правда, с реверансом в пользу русской этничности.
Последний пункт: не бейте нас, мы — мирные цивилизаторщики, а не имперцы.
Как видим, все это весьма созвучно с концепцией Суркова о предстоящих трех веках геополитического одиночества России. Очевидно, что подобного рода программа стала бы геополитическим успехом для США по известной программе «шахматной доски». Повторное подтверждение отказа от имперских амбиций РФ означало бы окончательное и бесповоротное цементирование Беловежья. Однако во всей этой предлагаемой США и их союзникам конструкции есть существенный изъян. Не понятно, как выйти на соглашение с Западом без требования от него более решительных геополитических уступок по части разоружения и изменения государственного устройства РФ, вплоть до переустройства страны. Очевидно, что США и Европа, пользуясь случаем, будут добиваться окончательного перевода России из полупериферийного в периферийный статус. Но здесь, по-видимому, Сурков и другие валдайцы надеются на известный российский исторический прецедент: «Русские не торопились, стояли на своем, прочли им все летописи с начала крещения Руси. И пересидели, переспорили». Но правда и то, что относительная открытость страны и турбулентность глобального мира никак не дают России возможности уйти во временную изоляцию лет на сто или триста, как это предлагает Сурков.
Дмитрий Семушин
https://eadaily.com/ru/news/2018/04/18/oberiut-v-shapke-monomaha-i-razveyannye-illyuzii-vladislava-surkova