Перспективы развития России
24,687,588 128,031
 

  nekto_mamomot ( Специалист )
23 апр 2018 16:54:09

Принуждение к закупкам. Госкомпаниям придется импортозамещать оборудование в широком ассортименте

новая дискуссия Дискуссия  266

https://aftershock.news/?q=node/639844
*****
Пра­ви­тель­ство на­чи­на­ет новый этап при­нуж­де­ния гос­ком­па­ний к им­пор­то­за­ме­ще­нию. Мин­пром­торг под­го­то­вил об­шир­ный список тех­ни­ки, обо­ру­до­ва­ния и ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые гос­ком­па­нии с 1 июля не смогут купить за ру­бе­жом без со­гла­со­ва­ния с пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­си­ей по им­пор­то­за­ме­ще­нию. В него вошли в том числе са­мо­ле­ты, вер­то­ле­ты, пас­са­жир­ские и гру­зо­вые суда при го­до­вом объеме за­ку­пок более 50 млн руб. По мнению со­бе­сед­ни­ков “Ъ”, либо список в итоге со­кра­тят, а це­но­вую планку под­ни­мут, либо про­це­ду­ра пре­вра­тит­ся в «парад ис­клю­че­ний».

Мин­пром­торг под­го­то­вил пе­ре­чень ма­ши­но­стро­и­тель­ной про­дук­ции и услуг, ко­то­рые гос­ком­па­нии (с долей го­су­дар­ства более 50%) смогут при­об­ре­тать за ру­бе­жом только после со­гла­со­ва­ния с прав­ко­мис­си­ей по им­пор­то­за­ме­ще­нию (проект по­ста­нов­ле­ния опуб­ли­ко­ван на regulation.gov.ru). “Ъ” писал об этой идее 11 сен­тяб­ря 2017 года, в конце года были одоб­ре­ны по­прав­ки к закону о за­куп­ках гос­ком­па­ний (223-ФЗ), ко­то­рые всту­пят в силу 1 июля. Суть в том, что пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия должна про­ве­рять на­ли­чие рос­сий­ских ана­ло­гов и за­став­лять гос­ком­па­нии по­ку­пать именно их.

Ис­ход­но речь шла о за­куп­ках прежде всего са­мо­ле­тов, вер­то­ле­тов и мор­ских судов, но ито­го­вый список со­сто­ит из 227 по­зи­ций. В част­но­сти, туда попали строй­ма­те­ри­а­лы (на­при­мер, цемент), гор­но­про­ход­че­ское обо­ру­до­ва­ние, ба­шен­ные краны, до­рож­но-стро­и­тель­ная тех­ни­ка и т. д. Есть и ряд по­зи­ций для неф­те­га­зо­вой от­рас­ли, на­при­мер бу­ро­вые уста­нов­ки, насосы (в том числе для гид­ро­раз­ры­вов), пла­ву­чие плат­фор­мы, а также в ос­нов­ном за­ку­па­е­мые за ру­бе­жом ро­тор­ные си­сте­мы и обо­ру­до­ва­ние для вы­пус­ка СПГ. При­дет­ся со­гла­со­вы­вать за­куп­ки элек­тро­се­те­во­го обо­ру­до­ва­ния, ге­не­ра­то­ров и па­ро­вых котлов, но не турбин, с ко­то­ры­ми был связан самый гром­кий скан­дал 2017 года в сфере им­пор­то­за­ме­ще­ния — пе­ре­на­прав­ле­ние в Крым струк­ту­ра­ми «Ро­сте­ха» га­зо­вых турбин Siemens.

В пе­ре­чень попали также вагоны, са­мо­ле­ты, вер­то­ле­ты, суда (как пас­са­жир­ские, так и гру­зо­вые, в том числе тан­ке­ры), причем гос­ком­па­ни­ям при­дет­ся со­гла­со­вы­вать не только по­куп­ку этой про­дук­ции, но и ее лизинг или фрахт. На­ко­нец, в списке станки, спец­транс­порт (от сне­го­очи­сти­те­лей и при­це­пов до квад­ро­цик­лов и сне­го­хо­дов) и ряд других по­зи­ций, на­при­мер во­ен­ные ко­раб­ли, цик­ло­тро­ны, то­мо­гра­фы и кос­ми­че­ские ракеты. В «Ро­сте­хе» ме­ха­низм под­дер­жа­ли, от­ме­тив, что он «поз­во­лит сти­му­ли­ро­вать спрос на рос­сий­скую про­дук­цию, от­ве­ча­ю­щую всем тре­бо­ва­ни­ям по ка­че­ству и сто­и­мо­сти». В других круп­ных гос­ком­па­ни­ях от ком­мен­та­ри­ев от­ка­за­лись, как и в ми­ни­стер­ствах. Ис­точ­ник “Ъ”, близ­кий к Мин­пром­тор­гу, го­во­рит, что особый акцент сделан на по­ня­тии «услуги»: ис­поль­зо­ва­ние ли­зин­га и фрахта «слиш­ком рас­про­стра­не­но, что вредит за­куп­кам оте­че­ствен­ной про­дук­ции внутри страны».

Ак­тив­ное при­нуж­де­ние к им­пор­то­за­ме­ще­нию по­яви­лось в ри­то­ри­ке пра­ви­тель­ства еще в 2014 году, но до сих пор его вли­я­ние на работу гос­ком­па­ний было уме­рен­ным и в любом случае го­раз­до менее зна­чи­тель­ным, чем прямой эффект за­пад­ных санк­ций и ослаб­ле­ние рубля. Но теперь пред­ла­га­ет­ся го­раз­до более жест­кий подход с четким пе­реч­нем, ко­то­рый по­кры­ва­ет «очень боль­шую» часть за­ку­пок в ряде сек­то­ров, от­ме­ча­ют со­бе­сед­ни­ки “Ъ”, причем за­куп­ки при­дет­ся со­гла­со­вы­вать с уровня го­раз­до ниже, чем на­зы­вав­ши­е­ся раньше 1–2 млрд руб. «На прак­ти­ке мы не сможем внести обо­ру­до­ва­ние в го­до­вой план за­ку­пок, пока не со­гла­су­ем с пра­ви­тель­ством, это может при­ве­сти к боль­шим за­держ­кам»,— уверен один из со­бе­сед­ни­ков “Ъ”.

Учи­ты­вая низкий це­но­вой лимит, пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по им­пор­то­за­ме­ще­нию (сейчас ее воз­глав­ля­ет пре­мьер Дмит­рий Мед­ве­дев) при­дет­ся рас­смат­ри­вать сотни сделок в год, тогда как сейчас она со­би­ра­ет­ся в сред­нем один раз в три месяца. «Чтобы ре­аль­но про­ве­рять все сделки и смот­реть, есть ли рос­сий­ские ана­ло­ги, ра­бо­тать с воз­ра­же­ни­я­ми ком­па­ний, им при­дет­ся за­се­дать как ми­ни­мум один раз в неделю»,— пред­по­ла­га­ет один из ис­точ­ни­ков “Ъ”. По его мнению, либо це­но­вой лимит сделок в окон­ча­тель­ном ва­ри­ан­те по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства будет резко уве­ли­чен, либо эта работа «утонет в де­та­лях» и станет фор­маль­ной. Другой ис­точ­ник “Ъ” по­ла­га­ет, что на прак­ти­ке пе­ре­чень об­суж­да­е­мо­го обо­ру­до­ва­ния будет го­раз­до меньше ука­зан­ных 227 по­зи­ций. «Силь­ные игроки быстро до­ка­жут, что для боль­шин­ства их за­ку­пок нет рос­сий­ских ана­ло­гов, а вот кому-то не по­ве­зет»,— го­во­рит он.
  • +1.05 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!