Поезда, метро, трамваи
641,595 2,994
 

  Slav Rus ( Слушатель )
24 апр 2018 09:18:47

Железная дорога будет построена между Тувой и Транссибом

новая дискуссия Новость  1.551


19 апреля 2018 г.
Строительство первой в Туве железной дороги начнется уже в конце этого года. Проект Кызыл — Курагино будет реализован по концессии сроком на 30 лет — с октября 2018 года по декабрь 2048-го.

Правительство РФ одобрило строительство железной дороги Кызыл — Курагино, которая свяжет угольное месторождение Элегест с Транссибом. Общие инвестиции в проект составят 192,4 млрд руб. Соответствующее концессионное соглашение заключено между Российской Федерацией в лице «Росжелдора», выступающего в роли концедента, и АО «ТЭПК Кызыл-Курагино» — в роли концессионера.

О масштабе проекта свидетельствует то, что всего намечено построить 8 тоннелей и 127 мостов, протяженность железной дороги - 410 км. Ввод всех объектов магистрали в эксплуатацию ожидается в 2023 году.

Все это позволит значительно расширить возможности транспортной сети России, а также решит проблему освоения месторождений Тувы. Благодаря реализации проекта появится возможность вывоза каменного угля из республики, будет создано около 6 тысяч рабочих мест в регионе, который не может похвастаться наличием современной индустрии.



«Возобновление проекта в настоящее время имеет огромное значение для всех отраслей экономики и для регионов, вовлеченных в проект», — подчеркивает президент Института развития транспортных систем Александр Синев. - Появление новых рабочих мест в любом регионе хорошо не только для него самого, но и для страны в целом. Это способствует преодолению процесса глобальной урбанизации — концентрации активности в нескольких мегаполисах, отдельные из которых, несмотря на общее благосостояние, задыхаются от транспортных, экологических и иных проблем, связанных с перенаселением, а также не допускает дальнейший рост разрыва в уровне жизни и уровне развития социальной инфраструктуры в разных регионах страны. Именно поэтому ускорение социально-экономического развития Тывы на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых было основной целью проекта с самого начала».

Кроме того, в железнодорожном транспорте основная доля затрат в общей себестоимости не зависит от объемов перевозок.
«Дополнительный тоннаж даже самого дешевого груза сокращает удельные расходы на одну перевезенную тонну. А прироста доходов вполне достаточно для покрытия затрат, зависящих от объемов перевозок, а таковых в структуре себестоимости железнодорожных перевозок не более 30%. Сопоставимая ситуация и для морских терминалов. Основной эффект для транспорта — новый объем», — отмечает Александр Синев.

Что касается окупаемости затрат на строительство, то этот вопрос необходимо рассматривать с позиции достижения мультипликативного экономического эффекта. Сами экономические эффекты состоят из двух основных блоков. Первый — прирост отчислений в бюджетную систему всех уровней, включая рост отчислений по НДС, имущественным, земельным и прочим налогам и фондам. Второй — макроэкономические эффекты на региональном и федеральном уровне за счет вовлечения обеспечивающих производств как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации новых производственных мощностей и транспортной инфраструктуры.

Социальные выгоды состоят в появлении новых социальных и производственных объектов как на территории нового предприятия, так и на участке инфраструктуры. Кроме того, железная дорога — это не только грузовые перевозки, но и пассажирские. Новый вид сообщения не только создает выгоды для местных жителей, но и будет способствовать росту колоссального туристического потенциала региона.

Отраслевой эффект заключается, по большей части, в появлении нового технологического уровня производства и обогащения угля, которое будет создавать здоровую конкуренцию устаревающим технологиям и способствовать их развитию.

«Поэтому вопрос не в том, что каждый из участников возвращает свои инвестиции отдельно (и как он это делает), а в том, что каждый, включая государство, является потребителем и выгодоприобретателем суммарного мультипликативного эффекта», — резюмирует эксперт.



«Это сырьевой проект, - отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, -переброска запасов угля, но если он позволяет связывать воедино такие огромные территории –это несомненный плюс. Железная дорога всегда была источником жизни, цивилизации, появления новых рабочих мест».
https://newizv.ru/ne…transsibom
  • +0.11 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (26)
 
 
  slavae ( Слушатель )
24 апр 2018 11:17:07

Ну жесть же. По мосту через 3 км. Может кто ошибся.
  • -0.02 / 2
  • АУ
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
24 апр 2018 11:41:36


Дорога пройдет через три горных хребта, по трассе дороги 70 лавиноопасных участков. Строительство ветки начнется в конце 2018 года, ввод объекта запланирован на 2023 год.

ЦитатаТрасса длиной 418 километров будет включать в себя 566 сооружений – мостов, туннелей, виадуков, водоотводов, путевых переходов. Сложными вопросами для проектировщиков, признался Сергей Мельниченко, стали археология и экология. Особую озабоченность вызывают участки трассы, проходящие по "Долине царей" и парку "Ергаки". По словам главного проектировщика, окончательный вариант трассы будет выбран с учетом всех предложений и замечаний археологов и экологических служб обоих регионов.

 Из статьи от 29 июля 2009, когда проектировалась дорога.
http://www.krskstate…news/56412
п.с. Началось строительство в 2011 году. 20 декабря 2011 года Председатель Правительства РФ В.В. Путин вбил первый "золотой" символический костыль в шпалу на строящейся железной дороге на участке около Кызыла. 4  сентября 2012 года было объявлено о постройке первого километра основного пути будущей станции Кызыл-Грузовой. И в связи с кризисом, строительство больше не велось.
3 апреля 2014 года на заседании правительства РФ министр обороны России Сергей Шойгу предложил расширить проект строительства железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино, который реализует компания ТЭПК. По словам Шойгу от Кызыла железная дорога может быть продлена в Западную Монголию, и далее в Китай на Урумчи, а оттуда уже в любую сторону — в Пакистн или в Индию. С учётом загруженности Трансиба и БАМа реализация предложения Сергея Шойгу позволит в полной мере раскрыть потенциал железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино, а также откроет России дополнительные ворота в страны Азии, что обеспечит значительное увеличение товарооборота и дополнительный приток инвестиций.
В 2017 году на Восточном экономическом форуме объявлено, что строительство возобновится в 2018 году. Основную роль в реализации и бюджетировании проекта стоимостью более 100 млрд рублей будет играть государство в лице РЖД при участии частного капитала. Магистраль планируется продлить до границы с Монголией для того, чтобы связать её с железнодорожной сетью Монголии и Китая.
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
04 май 2018 20:47:28



Военные могут получить подряд на строительство ЖД ветки Кызыл—Курагино


04.05.2018
Минобороны может получить контракт на строительство железной дороги Элегест—Кызыл—Курагино (410 км), инвестиции в которую оцениваются в 192,4 млрд руб. Железнодорожные войска в прошлом году достроили обход Украины длиной 137 км по заказу ОАО РЖД, и, по данным “Ъ”, этот опыт в правительстве сочли успешным. Ветка Кызыл—Курагино нужна для вывоза угля с Элегестского месторождения в Туве, проект по концессии реализуют Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова, УК «Лидер» и ОАО РЖД. Рентабельность заказа для Минобороны составит около 5%, полагают эксперты.
Военные готовы начать строительство железной дороги Кызыл—Курагино в 2018 году, заявил 3 мая глава Минобороны Сергей Шойгу. Ветка должна соединить Хакасию и Туву, ее предполагается эксплуатировать в рамках концессии для перевозки угля с Элегестского месторождения. Комплексный проект ведет Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова, которая привлекла для строительства дороги УК «Лидер» и ОАО РЖД (получат в концессионере АО «ТЭПК "Кызыл—Курагино"» 47,5% и 5% соответственно). Протяженность ветки должна составить 410 км, инвестиции — 192,4 млрд руб., из которых 134,6 млрд руб. планируется привлечь за счет инфраструктурных облигаций.

Сергей Шойгу сказал, что, скорее всего, будет задействована железнодорожная бригада Минобороны, его заместитель Дмитрий Булгаков добавил, что подготовлена «вся законодательная база»: распоряжение правительства (от 17 апреля о концессионном соглашении), проведено совещание с Минтрансом и ОАО РЖД. «Десять батальонов готовы к выходу, все проверены и подготовлены, в том числе 5-я бригада. После 10 мая мы вам доложим график выхода батальонов на строительство дороги»,— сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Запасы Элегестского месторождения — 855 млн тонн коксующегося угля, ТЭПК получила лицензию в начале 2013 года. Общие инвестиции в проект — дорогу, обогатительную фабрику на 15 млн тонн в год и порт в Ванино аналогичной мощности — оценивались в 2017 году в 346,6 млрд руб. Первый замглавы ТЭПК Андрей Чурин говорил в апреле, что ввод в эксплуатацию железной дороги, шахты, первой очереди фабрики (на 6 млн тонн в год) и порта запланирован на третий квартал 2023 года.

По данным “Ъ”, после того, как военные в 2017 году справились с заказом ОАО РЖД по строительству за 50 млрд руб. железной дороги в обход Украины (Журавка—Миллерово, длина 137 км), в правительстве начали склоняться к подключению Минобороны и к проекту Кызыл—Курагино. Сергей Шойгу, уроженец Тувы, еще в 2014 году предлагал продлить эту магистраль в Китай (идею поддержали недавно главы Хакасии и Тувы). К тому же министр обороны руководил и археологической экспедицией «Кызыл—Курагино» Русского географического общества (2011–2016 годы).

По сведениям “Ъ”, в руководстве Министерства обороны также поддерживали подключение ведомства к проекту дороги, поскольку в его быстрой реализации присутствует положительный политический потенциал.

Владельцем дороги, по условиям концессии, будет РФ (концедент — Росжелдор), но обязательства по финансированию и строительству возложены на концессионера. Когда может быть заключен контракт, неясно. В ТЭПК, Минобороны и Минтрансе не ответили “Ъ”, в ОАО РЖД воздержались от комментариев.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает разумным передачу подряда на Кызыл—Курагино подразделениям Минобороны, это «позволит задействовать высвободившийся кадровый потенциал и технику, обеспечить дополнительный контроль со стороны государства за расходованием средств и снизить риски, связанные с выбором подрядчиков». По его словам, проблем с освоением бюджета и сроками реализации при строительстве обхода Украины в целом оказалось меньше, чем при строительстве БАМа и Транссиба. Выбор Минобороны в качестве подрядчика не должен вызвать вопросов у покупателей инфраструктурных облигаций, считает господин Бурмистров. По его оценке, рентабельность подряда составит менее 10%, «а с поправкой на риски хорошо, если получится 4–5%».


https://www.kommersant.ru/doc/3619841
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
  volga7 ( Слушатель )
25 апр 2018 22:18:24

Идиотская трата громадных денег.
В Туве живет всего 320 000 человек. И для них планируется потратить 192 млрд рублей! При том, что никто из жителей остальной России в эту республику вряд ли поедет, даже туристом. Ну, может от силы пару тысяч за весь год.
Для сравнения - стоимость моста в Крым составила 228 млрд рублей на 2,3 млн населения Крыма и нескольких миллионов туристов со всей страны.
А каком там обороте полезных ископаемых в Туве вообще заикаются эксперты? Вы включите в себестоимость угля стоимость этой железной дороги. Добываемый уголь по цене "золотым" окажется.
ИМХО, этот дорогостоящий проект лоббирует Шойгу, тувинец по национальности.
  • -0.08 / 8
  • АУ
 
 
  Nobody ( Слушатель )
26 апр 2018 00:27:56

А северный широтный кто лоббирует. А мост на Сахалин.  А ещё мост через Лену возле Якутска, он кстати дико сложный и дорогой, а в Якутске всего-то 300 тысяч, и те предпочитают на самолетах летать.  Ещё в перспективе на Магадан хотят тянуть, кому он нахрен нужен, этот Магадан?
Дешевле золото оттуда на бизнес-джетах возить.
Надо вообще половину железок разобрать (превед Прибалтике), они только убытки приносят.  Народ из областей пересадить на вертолеты или перестрелять, че им мучиться. 
Вот мне интересно, народ вообще понимает, что железка - это не про деньги? Уже столько примеров - все мимо. Германия свое жд сообщение развивает, хотя все эти дойчебаны периодически в убытки залетают.  Немцы идиоты чтоль, не понимают? 
Железка - это государство и государственность.  Затраты, к слову, не к соросу уйдут.  К рабочим, инженерам, заводам, карьерам, траснпортникам и ещё много куда.  
  • +0.20 / 13
  • АУ
 
 
 
  Удаленный пользователь
26 апр 2018 00:54:08


Я бы добавил еще, что железка значительно ускоряет переброску армии. То есть имеется ещё и стратегический смысл.

По поводу угля, Тува богата разными полезными ископаемыми:

ЦитатаПолезные ископаемые республики Тыва

Основу ресурсного потенциала Республики Тыва составляют минерально-сырьевая база, отличающаяся разнообразием видов полезных ископаемых и определенными перспективами их освоения, а также разведанные запасы коксующегося и энергетического угля, кобальта, золота, цветных и редких металлов, редкоземельных элементов, различных строительных материалов, минеральных и пресных подземных вод. 

Республика Тыва - уникальная металлогеническая провинция. На её территории - около 2 тыс. месторождений цветных и редких металлов, в том числе два десятка крупномасштабных объектов дефицитного минерального сырья: кобальта, лития, карбонатитов, танталниобитов.

Наиболее крупные месторождения - Каа-Хемский разрез (каменный уголь), Ак-Довуракское (хризотил-асбест), Хову-Аксынское (никель-кобальтовые руды), Тарданское (золотодобыча), Ак-Сугское (медь, молибден, золото, серебро), Кызыл-Даштыгское (свинец, цинк), Улуг-Танзекское (редкие металлы и редкоземельные элементы), Баян-Кольское месторождение уртитов.

Доказанные запасы Кызыл-Таштыгского месторождения составляют 1,295 млн т цинка, 203 тыс. т свинца, 166,6 тыс. т меди, а также 3,5 тыс. т кадмия и около 2 тыс. т селена. В рудах месторождения найдены примеси золота и серебра.

...

В Туве расположены два крупных месторождения урана - Усть-Уюкское (7.1 тыс тонн урана) и Онкажинское. Имеющиеся запасы урана на Онкажинском месторождении могут обеспечить непрерывную работу рудника при производительности 550 тыс. т руды в год в течении 16 лет. С учетом доразведки месторождения, строительства рудника и поэтапного выхода на проектную производительность этот срок составит не менее 23 лет.
...

Минтруд Тувы по поручению Главы республики Шолбана Кара-оола подготовил прогноз развития регионального рынка труда на ближайшее десятилетие. Исследование проводилось на основе данных органов статистики и стратегии социально-экономического развития Тувы до 2030 года. 

ввод в эксплуатацию комбината Ак-Сугского медно-порфирового месторождения в 2025 году – 1600 человек;
ввод в эксплуатацию железной дороги Курагино-Кызыл в 2025 году – 500 человек;
ввод в эксплуатацию Деспенского золоторудного узла (Тес-Хемский район) в 2030 году – 220 человек;
ввод в эксплуатацию Кара-Хемского месторождения россыпного золота (Барун-Хемчикский район) в 2030 году – 500 человек;
ввод в эксплуатацию Ургайлыгского золоторудного месторождения (Тандинский, Чеди-Хольский, Тес-Хемский районы) в 2030 году – 400 человек;
ввод в эксплуатацию месторождения полиметаллической руды (Овюрский район) в 2030 году – 800 человек;
ввод в эксплуатацию Кызык-Чадрского золото-медно-молибденового месторождени (Пий-Хемский район) в 2030 году – 300 человек;
ввод в эксплуатацию Карасугского месторождения редкоземельных металлов (Чаа-Хольский район) в 2030 году – 600 человек;
ввод в эксплуатацию Алдан-Маадырского золоторудного месторождения (Сут-Хольский район) в 2030 году – 300 человек;
ввод в эксплуатацию Агардагского месторождения хромовых руд (Эрзинский район) в 2030 году – 100 человек.


Тува - это настоящая кладовая России. Особенно, что касается золота, урана и очень важных редкоземельных металлов.

Плюс, через Туву будет пролегать железная дорога в Китай и Монголию, что значительно ускорит развитие региона и роль России в транзите товаров из ЮВА ("Шёлковый путь 2.0"):

ЦитатаКитайский гигант подтвердил план строительства железной дороги через Монголию в Кызыл
25.04.2018

Китайский гигант подтвердил план строительства железной дороги через Монголию в Кызыл

Если правительство РФ даст зеленый свет, то железная дорога соединит Кызыл с Монголией.
Амбициозный план Aspire Mining,связанный с монгольской железной дорогой и месторождением коксующегося угля Овоот, имеющим глобальное значение, постепенно реализовывается - компания подписала меморандум о взаимопонимании с гигантской  китайской компанией Gezhouba Group International Engineering Co (CGGC). Были подписаны также 35 инфраструктурных соглашений между Монголией и Китаем.

Эта программа была центральной частью первого официального визита в Китай премьер-министра Монголии У.Хүрэлсүха.

Согласно новому Меморандуму о взаимопонимании, Aspire и CGGC продолжат совместную работу и завершат технико-экономическое обоснование железной дороги протяженностью 550 км, идущей на восток от Овоота до города Эрдэнэт.

CGGC, которая на 40% принадлежит китайскому государству, в прошлом месяце представила проект технико-экономического обоснования, содержащий финансовое обоснование строительства железнодорожной линии. Была названа примерная дата окончания исследования в следующем месяце.

https://www.tuvaonli…kyzyl.html
Цитата«Шелковый путь»: Россия, Китай и Монголия могут стать единым экономическим пространством


Создание нового транспортно-экономического коридора позволит вывести уровень сотрудничества и взаимодействия трех государств на новый этап, а также станет мощным толчком для развития Евразии.

Между Россией, Китаем и Монголией простирается огромное пространство, которое, по мнению китайской стороны, идеально подходит для развития сотрудничества. И чтобы это пространство не «пустовало», Китай предложил построить там китайско-монголо-российский экономический коридор.

Как сообщает «Российская газета», с таким предложением во время встречи с министром иностранных дел Монголии Лундэнгийном Пурэвсурэном выступил министр иностранных дел КНР Ван И. «Построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс – один путь», монгольской идеи «степного пути» и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора», – отмечает ведомство внешней политики КНР.

реугольник «Россия – Монголия – Китай» 

Что же касается отношений трех стран, то их взаимодействие осуществляется довольно тесно. К примеру, летом прошлого года был подписан Международный протокол об организации железнодорожных перевозок по итогам работ трехстороннего совещания пограничных железнодорожных комиссий России, Китая и Монголии. Тогда стороны смогли решить вопросы увеличения грузооборота между Россией и Китаем.

В том же году на Петербургском международном экономическом форуме Минфин и Минэкономразвития подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования проекта железной дороги Кызыл (Тува) – Курагино (Красноярский край), 415 км, из Фонда национального благосостояния (ФНБ) России. Напомним, что данный проект позволит осваивать природные ресурсы Южной Сибири, а также «выведет» Транссибирскую магистраль по новому маршруту в Монголию и Китай.

Все чаще эксперты отмечают, что сейчас происходит возрождение треугольника «Россия – Монголия – Китай». При этом такое возрождение выгодно всем странам. Для России – это возможность получить новые поставки мяса и мясопродуктов на российские рынки, что особенно актуально в условиях санкций. Но лишь при честной игре Монголии. Для Монголии появляется хорошая возможность в будущем доставлять монгольскую продукцию без пошлин и квот на российский и китайский рынки.

https://riss.ru/smi/11512/
  • +0.17 / 14
  • АУ
 
 
 
  volga7 ( Слушатель )
27 апр 2018 20:59:43

Прочитал Ваш сумбурный пост и понял, что Вы по профессии кто угодно, но только не экономист.
И пытаетесь сравнить экономически востребованный проект Северного широтного хода с абсолютной маниловщиной, в роли которой выступает ветка Курагино-Кызыл.
Начнём с того, что федеральных денег на крупномасштабные проекты (включая транспортные) в стране, увы, не так много.
И в первую очередь они направляются на наиболее востребованные, экономически выгодные инвестиции. Если речь идет о ж/дорожных проектах, то к таким, безусловно, надо отнести железнодорожные подходы к Усть-Луге и Керченский мост.
Даже такой, казалось бы, привлекательный проект как развитие Мурманского транспортного узла (с ж/д веткой к терминалам на западной стороне Кольского залива), и тот страдает от недофинансирования. Его бюджет из федеральных источников составляет всего 56 млрд руб. Строительство ведется с 2014 года, освоили 14 млрд, денег не хватает, и завершение проекта перенесли с 2018-го на 2020-й год.
https://rg.ru/2017/08/29/reg-szfo/mintrans-sokratil-rashody-na-murmanskij-transportnyj-uzel.html
Второй пример: ветка Томмот-Нижний Бестях в Якутии, которая была сдана во временную эксплуатацию еще в августе 2014 года. И уже три года глава Якутии Борисов просит правительство и РЖД дать денег на ввод этой дороги в постоянную эксплуатацию. А речь идет всего о 2 млрд рублей, вроде в 2018, наконец, осилят:
http://sakhalife.ru/roszheldor-ne-menyaet-planyi-po-zheleznoy-doroge-tommot-nizhniy-bestyah/
Из всего того, что Вы перечислили, приоритет № 1 – это Северный широтный ход. Но и там при общем бюджете 236 млрд руб. государство ищет частного концессионера, который вложит в дорогу почти 114 млрд руб. собственных средств.
http://tass.ru/transport/4057299
А за прожекты типа «ж/д в Магадан» авторов надо сажать в тюрьму как за попытку растраты государственных средств.
  • -0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
27 апр 2018 22:32:31

Дело тут такое... Деньги это цифры в компьютере, поэтому денег у нас не может не хватить на нужное.
Но когда мы строим жд, мы загружаем наших проектировщиков на разработку, металлургов на рельсы и мосты, наших рабочих на работу.
В этом случае, я думаю, бОльшая часть денег остаётся в стране, разгоняя связанные отрасли.
А вот если мы захотим построить FAB, то ситуация, подозреваю, будет выглядеть по другому. Почти все деньги будут конвертированы в валюту и перечислены за бугор. Никаких эффектов это не произведёт, кроме перевозки чужого оборудования сюда.
В общем, не всё так уж однозначно.
Да, мы напрягаемся, иногда кажется, что это напряжение нам не нужно, но потомки скажут - вот же они были умны, построили задел, который мы можем развивать. Но ведь у нас так всегда, все наши предки делали заделы, которыми мы пользуемся.
  • +0.08 / 10
  • АУ
 
 
 
 
  Nobody ( Слушатель )
28 апр 2018 01:38:54

Ну понятно.  Судя по вашему несумбурному посту - вы экномист. Только без правительства и финансов.
Может оно и к лучшему.
К вопросу о ветке на Бестях - мне понравилось. Глава Якутии просит денег у правительства и РЖД, но сама ветка принадлежит РЖД лишь наполовину.  И почти наполовину самой Якутии. И частникам. 
Но деньги должны давать правительство и РЖД.   
Я в общем против ничего не имею, но в кухне интересно было бы покопаться.
Про востребованные и экономически выгодные тоже понравилось.
А про стратегические не слышали?  Я вот не уверен, что БАМ офигенно как экономически выгоден. Но то, что нужен - однозначно.
Вот и с Магаданом такая же шляпа.  Этож  Колыму расшить можно.
Но экономически - лучше таки золото бизнес-джетами возить. Дешевле.
А ещё, морской завоз и зимники - наше все.  
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  volga7 ( Слушатель )
28 апр 2018 22:07:40

Для того, чтобы внести ясность в полемику про экономистов, отмечу, что 99,9999 % экономистов в нашей стране не служат в правительстве и не работают в Министерстве финансов.
А тех, кто там работает, я бы отправил вслед за Улюкаевым в места не столь отдаленные. Ибо работа наших либералов в правительстве (Медведева, Кудрина, Силуанов и прочая) – это деятельность пятой колонны. Извините за эмоциальный посыл.
Про трехлетнюю волокиту с Нижним Бестяхом – там были «траблы» с финансированием ветки, мутная история с компанией «Трансстрой», часть подробностей здесь:
http://www.forbes.ru/kompanii/infrastruktura/313723-oligarkh-v-bestyakhe-pochemu-ne-vse-gosudarstvennye-dengi-dokhodyat-d
Про БАМ. Магистраль построена правильно и своевременно, Соединили Усть-Кут (единственный мост на реке Лена) с северным берегом Байкала, далее дорога пошла к меди Удокана, потом Тында, далее широтное замыкание меридианных веток к Новому Ургалу и Комсомольску-на-Амуре.
А с Магаданом «шляпа» совершенно иная. Железная дорога туда вообще не нужна: безлюдный край, севернее Крмсомольска до Магадана вообще ни одного крупного населенного пункта нет. Все население Магаданской области – 145 000 человек, из которых 92 000 проживает в Магадане.
Край лютой стужи и невыносимых условий для проживания людей. Зачем туда строить железную дорогу? Ведь кроме сотен миллиардов на стройку её и обслуживать надо будет потом. Магадан вполне рационально и дешево снабжается по морю + автотрасса «Колыма» от Нижнего Бестяха.
  • -0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
28 апр 2018 08:50:04

   
"Никто не разбирается в экономике так же скверно, как бухгалтеры"
   
Вы б ещё со своими подходами попробовали проанализировать сталинские проекты преобразования.
Да, был там такой крупный экономист, некто Хрущёв – позакрывал все эти проекты в первый же день напрочь.
   
Теперь приходится начинать те же проекты по-новой, потеряв 70 лет...
Расстреливающий
  • +0.17 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
  _Serega_ ( Слушатель )
28 апр 2018 08:56:09


Совсем недавно накрылась страна под названием СССР, накрылась не только "сверху", но и "снизу", на фоне пустых полок, талонов, необеспеченных ничем вкладов на сберкнижке.
Нарисовать много ноликов в компьютере - несложно, и денег напечатать тоже можно, только это все уже было, только что было, на наших глазах, и закончилось известно чем.

И ничему не научило - давай попробуем еще раз с размаху головой об стенку.

Умные учатся на чужих ошибках
Дураки - на своих
Вопрос: Те, кто и на своих ошибках учиться не хотят, как называются ?
  • -0.15 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
28 апр 2018 09:36:50

А у вас продукты пропали? Или начали пропадать?
Рабочий, который получит деньги за изготовление рельсы, куда пойдёт? Пойдёт в магазин и отдаст деньги за продукты, исчезновения которых вы боитесь. А деньги за продукты теперь получит не государство, а изготовитель продукта. Таким образом они будут поддерживать друг друга в этом движении денег. А вот когда все сядут и будут ждать у моря погоды, вот тогда-то как раз и начнутся талоны.
  • +0.12 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  _Serega_ ( Слушатель )
28 апр 2018 12:02:36


Напечатали денег
Отдали рабочим за изготовление рельс
Он пришел в магазин, в котором товаров больше / лучше / качественнее / дешевле не стало - и рельсы и сделанные с их помощью дороги дадут результат хорошо, если через пару десятков лет.
Больше денег при том же количестве товаров - это рост цен, падение уровня жизни, уменьшение потенциального рынка, схлопывание производств.
И 3 варианта развития событий:
1) Ничего не делаем - и раскручивается инфляция, привет 90-м годам
2) Собираем деньги в сбербанки под обещание светлого будущего потом, и через 20-30 лет - здрасти, 91 год
3) Перестаем платить деньги и начинаем махать кнутом - и через кучку лет очередной Солженицын напишет очередной "архипелаг Гулаг"
  • -0.14 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Nobody ( Слушатель )
28 апр 2018 09:55:47

Мы кагбэ на воде с хлебом не сидим, и ударно последние штаны не снимаем.  Вообще, если посмотрите - все масштабные проекты за 2025-2030-е года уходят.  Никто здесь и сейчас миллион человек с лопатами и на последние рубли не гонит.  Большие проекты - они все инфраструктурные. Они же не потому, что надо геройски железку построить.  Просто пока не построишь - так и будет все островками.  И развивать ничего не будут, ибо по зимникам устанешь материалы и оборудование таскать, да и денег никаких не хватит,  как раз потому что сейчас не СССР.  Вот тогда было да, запросто.  Билибинскую АЭС построить какую, или ГОК - все  - через ебеня автотранспортом притащить, соорудить и обслуживать.  Страшно даже подумать, сколько ресурсов и месторождений углеводородов на эти подвиги угробили. 
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  volga7 ( Слушатель )
28 апр 2018 22:39:09

Нет.
Не все масштабные проекты - инфраструктурные.
На мой взгляд, будущее России - не в проектах типа "строительства ж/д до угольного месторождения в Туве и вывозе угля оттуда на экспорт".
Будущее - в развитии машиностроения, электроники и высоких технологий.
Всё, что делается в области авиа- и двигателестроения, заслуживает уважения.
Строительство крупнотоннажных судов в Большом Камне, реконструкция "Северной верфи" в Питере - все эти шаги в правильном направлении.
Вместо тупого экспорта газа строятся заводы-гиганты по ее переработке в Тобольске и Амурской области.
На очереди - развития станкостроение и инструментальной промышленности.
На очереди - проектирование промышленного энергоблока на быстрых нейтронах БН-1200.
Но на всё это нужны громадные инвестиции из федерального бюджета.
И тратить миллиарды на рельсы в никуда (я имею ввиду прежде всего Туву и Магадан) - это преступление.
  • -0.08 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 апр 2018 01:55:28

вы снова намеренно искажаете и подтасовываете факты, игнорируете невыгодную вам информацию. 

Как будто кроме угля в Туве больше ничего нет.
А там есть много чего.

1. Крупные месторождения урана. Стратегически важная вещь. Архиважная уже в недалеком будущем. Важна и для энергетики и для оборонки.
2. Крупные месторождения золота. Не менее важная вещь, золотой запас России сейчас растет быстрее чем где бы то ни было в мире.
3. Месторождения редкоземельных металлов. Архиважная вещь для множества отраслей высокотехнологичной промышленности. Пока что на этом рынке доминирует Китай, в России добыча редкоземельных металлов развита слабо. И Тува - ключ к решению этой проблемы.
4. "Шелковый путь" из Китая и ЮВА на Запад (за право быть частью которого борятся Средняя Азия, Азербайджан, Иран, Турция и др.). Быть частью "Шелкового Пути" - архиважно для усиления позиций на геополитической карте мира, и для экономики РФ в целом (прибыль от транзита грузов из Китая покроет затраты на строительство дороги за несколько лет).
5. Тува - приграничный район. Связь с "большой землей" важна и с оборонной точки зрения.
6. В Туве живет 321,7 тыс. человек и с каждым годом население региона растет на 3 тыс.  Регион нуждается в развитии и железная дорога принесет выгоду не только Туве, но и всей России.
7. Строительство крупной железной дороги - это дополнительные заказы российским металлургическим заводам, локомотивостроительным и вагоностроительным заводам, производителям кабелей и электрооборудования и т.д. И тысячи рабочих мест местному населению.

Тут подробнее:
https://glav.su/foru…age4867748


Вы перечислили лишь малую часть крупных проектов в машиностроении, реализующихся сейчас в России. Особенно, если добавить оборонку. 
На развитие промышленности, строительство заводов и т.д. тратятся такие колоссальные средства, что железная дорога в Туву на их фоне меркнет.
Плюс огромные средства тратятся на развитие сельского хозяйства и социальную сферу.

Ознакомьтесь:
https://glav.su/foru…age4814512
https://glav.su/foru…age4814513

Про развитие промышленности РФ тоже добавлю чуть позже.
А пока могу сказать, что с 2011 по 2017 в России построено более 1400 (!) новых крупных промышленных производств.
https://sdelanounas.…0#comments

Например, один только строящийся сейчас завод ЗапСибНефтехим стоит 10 миллиардов долларов. Это более 600 млрд рублей.


А стоимость завода Ямал-СПГ - вообще 1.5 трлн рублей. Благодаря ему расцветает Северный морской путь и вообще русский север, сотни российских заводов получают заказы.

На строительство железной дороги Кызыл-Курагино протяженностью 410 км в 2018-2023 потребуется всего 192 млрд рублей, или по 30 млрд рублей в год. А прибыль от работы дороги (с учетом упомянутых выше 7 пунктов) быстро покроет эти расходы.

Стоимость строительства Северного широтного хода - более 200 млрд рублей. 
Мост через Лену в Якутск (населением 311 тыс человек) обойдется в более 100 млрд рублей.
Мост в Крым обойдется в 240 млрд рублей.
Строительство ЗСД - 272 млрд рублей.
Строительство ЦКАД - 313 млрд рублей.
Строительство БАМ-2 - 554 млрд рублей.
И так далее. 

По-вашему, всё это ненужные проекты? 
А десятки новых и модернизированных/расширенных аэропортов по всей России? Ремонт и строительство дорог? Новые мосты и эстакады? Это всё по мнению volga7 пустая трата денег?Улыбающийся

На самом деле, будущее России не только в развитии промышленности (этому сейчас и так уделяется много внимания), но и в развитии энергетики, в развитии транспортной инфраструктуры, в развитии сельского хозяйства, в развитии науки, в развитии социальной сферы, в повышении обороноспособности и т.д.  Все эти сферы важны в одинаковой степени и все они вносят вклад в экономику страны.

Оппозиционеры на ГА, кричащие "не нужно строить новые железные дороги и мосты в России!!" напоминают мне оппозиционеров с СУН, которые в любой новости про новые корабли или самолёты кричали "лучше бы детские садики построили!". А когда их ткнули носом в то, что в РФ массово строятся новые детские сады, они начали ныть "ну зачем так много детсадов, лучше бы корабли строили - вон у США больше эсминцев!"Улыбающийся
Вам лишь бы поныть и погенерировать негатив.
  • +0.17 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  volga7 ( Слушатель )
29 апр 2018 06:57:47

Не надо паясничать. Никакие факты я не искажаю. Возьмите свои слова обратно.
У меня создалось впечатление, что Вы из себя строите суперпатриота - большего, чем все остальные собеседники на ветке вместе взятые.
По поводу освоения природных ресурсов в Восточной Сибири, и в Туве в частности.
Освоение любых месторождений требует значительных инвестиций. Для примера: про Удоканское месторождение меди говорилось и писалось еще с 80-х годов прошлого века, со времен строительства БАМа. Прошло 35 лет, а эти уникальные залежи меди только-только начинает осваиваться. 
Далее, я считаю, что не стоит форсировать добычу природных ископаемых и продажу их за границу - надо что-то оставить внукам и правнукам.
Главное направление инвестиций в настоящее время - обрабатывающая промышленность.
Ваши грёзы о том, что денег в федеральном бюджете хватит на всё: и на оборонку, и на развитие промышленности, и на масштабные инфраструктурные проекты - это миф.
Теперь что касается непосредственно ветки в Туву.
Повторяю персонально для Вас свой пост.
Есть несколько масштабных инвестиционных проектов в области железнодорожного транспорта:
1. Завершение строительства путей на Мурманском транспортном узле, где требуется еще 42 млрд рублей
2. Федеральные инвестиции в Северный широтный ход (включая мост через Обь между Лабытнанги и Салехардом) - 122 млрд рублей
3. Модернизация путей на острове Сахалин (включая полный переход с японской колеи 1067 мм на российский стандарт 1520 мм) - 26 млрд рублей
4. Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Лену и конечный участок АЯМ Нижний Бестях-Якутск - минимум 80 млрд рублей
5. Проект железнодорожного сообщения с островом Сахалин со строительством моста (или тоннеля в пр.Невельского) - 650 млрд рублей
6. Вновь обозначенный прожект ж/д в Туву до Кызыла - 192 млрд рублей.
На осуществление ВСЕХ этих проектов денег нет.
Какие из этих проектов Вы лично считаете приоритетными для первоочередного финансирования (ближайшие 2-3 года), а какие из них могут подождать?
Спрашиваю, что называется, "прямо в лоб" и призываю Вас не юлить с ответом на мой вопрос.
Можете хорошенько подумать и не спешить с ответом: уезжаю на три дня на дачу, 2 мая продолжим дискуссию.
 
  • -0.03 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
28 апр 2018 13:52:51

    
Наверное, такие называются "экономисты" Злой
    
Какое отношение Ваша болтовня имеет к обсуждаемой теме?!
Расстреливающий
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  _Serega_ ( Слушатель )
28 апр 2018 14:09:15


Вам я ничего не пытаюсь объяснить. Бесполезно. Учить человека в 55 лет думать и делать выводы - поздно.

Но печатать миллиарды на масштабные инфраструктурные проекты бесконтрольно - нельзя.
И долго развивать группу А в ущерб группы Б - тоже нельзя. Это все - путь СССР, повторять который - бессмысленно. Он окончится в лучшем случае тем же.
А других денег на обеспечение масштабных проектов - у нас нет.

И прямо перед глазами - пример Китая, который сначала научился делать ширпотреб, товары.
А потом у него внезапно и вдруг оказались в распоряжении триллионы, которые тратятся на инфраструктуру.
  • -0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
28 апр 2018 14:16:11

  
Нет, точно, Вы даже не экономист, а бухгалтер.
Или, хуже того, студент ВШЭ...
     
СССР был в разные времена своей полной экономической противоположностью, какую именно эпоху Вы имеете в виду?
Кто тут, кроме совершенно безумного безграмотного бухгалтера Глазьева, предлагает "печатать бесконтрольные триллионы"?!
Вы спорите с голосами у себя в голове...
    
Про Китай: у них реальные экономические проблемы только начинаются, удастся ли им перестроить экономику на современный лад так, чтобы там остался камень на камне – Бог знает... я бы оценил шансы 50/50.
  • +0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  _Serega_ ( Слушатель )
28 апр 2018 15:39:11


Еще раз, Вам, дятлу, я ничего не пытаюсь объяснить. Думать Вас - не научили.
Дитя, засунув гвоздь в розетку - получает урок, выводы делает. Вы так - не умеете, не можете, ну, не получилось ...

Раскачивать производство группы А в ущерб группы Б, чем занимался СССР начиная с 30-х годов и до самого своего конца - нельзя. Это пагубно.
А уж тем более - искать/печатать деньги на прокладку железных дорог, чтобы больше полезных ископаемых добывать, чтобы больше их за рубеж продавать, чтобы еще больше добывать полезных ископаемых, попутно безвозмездно помогая папуасам и проводя олимпиады/чемпионаты мира.
СССР его прошел в 60-е / 70-е года, "нефть в обмен на трубы". Это все - уже было и продолжается.

Если есть свободные деньги/ресурсы в стране, если есть команда, которая может эти средства не просрать - не нужно придумывать свои собственные уникальные грабли.

Посмотреть на опыт Японии, Южной Кореи, Китая, это все происходило на наших глазах, только что.
Найти прорывную отрасль, в которой у нас есть конкурентные преимущества, вкладывать все свободные средства, которые можем найти, и людей - туда, защищать своего производителя, заставлять все территории таможенного и прочих союзов, которые мы еще как-то контролируем - покупать нашу продукцию, учиться, задавливать конкурентов, выходить на мировой рынок.
Смогли что-то запустить - отлично, ищем следующую отрасль и повторяем.
Но ни в коем случае не пытаться играть в автаркию, только необходимый минимум.

Проблемы есть во всех странах, всегда, во все времена.
Решив одну проблему, тут же получаешь 3 новых, более сложных, это жизнь.
Но проблему "из деревни в супердержаву" Китай решил на порядок лучше нас, кстати, наш опыт изучая и учась на наших ошибках.
Получится ли у него пройти дальше - очень интересно.
  • -0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  pkdr ( Слушатель )
28 апр 2018 15:59:18

Замечательный опыт.
Установить диктатуру плюющую на права граждан и жестоко карающую их за малейшую провинность (на их фоне даже наш 37 год - верх торжества либерализма и гуманности). Жестоко эксплуатировать граждан заставляя их пахать по 12 часов в день и минимумом выходных.
А в случае Японии ещё и лишиться государственности и какой-либо самостоятельности.
И да, среднестатистический китаец или кореец живёт похуже среднестатистического русского хотя вынужден пахать намного больше.
У японцев в некоторых аспектах и получше, но расплачиваются они тем, что практически живут на работе.

Вот так они взяли и пустили нас на свои рынки.
Да и своего производителя Россия защищает изо всех сил и где только может.


Пока они только кандидаты в сверхдержаву. У них нет главного для сверхдержавы - силы и умения её применять.
И всё развитие Китая и рядом не стояло рядом с нашими 1930-1950.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
29 апр 2018 08:54:45

   
Вы просто сами не понимаете, о чём пишете.
Идите и дальше изучать экономику по Пономарёву и "Огоньку"...
Позор
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
26 апр 2018 10:25:13

Строительство дороги никогда не было "тратой денег", это инвестиции в будущее. Дорога это жизнь. Она имеет огромное стратегическое, политическое, культурное, социальное значение.
Железная дорога это Имперский транспорт, и она должна придти в самые отдаленные уголки России, и не только.
Отрадно что нынешняя власть это понимает. 
Развитие железных дорог России


Вопреки распространенному мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

ОАО «РЖД» занимает исключительно важное положение в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок и 40% пассажирских перевозок. Кроме этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней. Поскольку от работы железной дороги зависит развитие экономики даже не регионов, а целых частей страны, ОАО «РЖД» поставило перед собой такие задачи: создание инфраструктурных условий потенциальных точек роста, преодоление критического уровня износа основных фондов, ликвидация технического отставания в железнодорожной технике.

Выполнение этих трех задач позволит добиться четкой работы железных дорог и создаст условия для развития тех регионов, куда транспорт до сих пор еще не дошел.


Стратегия разбита на два этапа:


2008-2015 годы – инновационный этап: ускоренная модернизация подвижного состава, повышение нижних ограничений скорости до 60 км/ч, увеличение скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км.

Инновации, помимо всего прочего, предусматривают внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и более, а также создание подвижного состава и инфраструктуры движения поездов со скоростью 350 км/ч.


2016-2030 годы – динамичное расширение сети железных дорог: строительство 22,3 тысяч км железных дорог, увеличение контейнерного транзита до 1 млн. контейнеров в год. План строительства железных дорог разбит на пять категорий:

Стратегические (развитие транспортной доступности) – 6079 км

Социально-значимые (развитие устойчивого сообщения) – 2032 км

Грузообразующие (создание новых грузопотоков) – 5120 км

Технологические (разгрузка участков магистралей) – 6674 км

Высокоскоростные (скоростное пассажирское сообщение) – 2399 км

Мы не станем рассматривать весь план строительства новых железных дорог, потому что достаточно большой, и объяснение значения каждой линии потребовало бы слишком большого экскурса в железнодорожную географию России. Рассмотрим только отдельные примеры.

В числе стратегических линий есть несколько проектов железных дорог, которые обходят территорию других стран, как, к примеру, дорога Татарская – Называевская – Коновалово (585 км) в обход территории Казахстана. Есть проекты, создающие опорную транспортную инфраструктуру в тех регионах, где ее нет. К таким проектам относится Томмот – Правая Лена (407 км) создание опорной транспортной сети; Правая Лена – Уэлен и Трансконтинентальная железнодорожная магистраль (ТКЖМ) (3536 км) - создание опорной транспортной сети Крайнего Севера. Есть проекты, которые развивают транспортную инфраструктуру отдельных регионов, к примеру, железная дорога Селихин – Сергеевка (1085 км), создающая подход к новым портам Дальнего Востока.

В социально-значимые железные дороги отнесены проекты, которые обеспечивают устойчивое сообщение с регионами, постоянный ввоз-вывоз грузов. Это дороги Мома – Магадан (785 км) создание транспортной сети я Республике Саха и Магаданской области, а также Селихин – Ныш (582 км) – развитие сообщения с Сахалином. Хотя грань между социально-значимыми и стратегическими дорогами довольно нечеткая.

Также ОАО «РЖД» планирует развивать сеть скоростных пассажирских дорог. Они разделены на две категории:

Скоростные дороги с движением со скоростью 350 км/ч

Санкт- Петербург – Москва (659 км)

Москва – Адлер (1740 км)

Скоростные дороги со скоростью движения 160-200 км/ч

Санкт - Петербург - Бусловская;  
Москва - Смоленск - Красное;  
Москва - Нижний Новгород;
Москва – Курск;
Москва - Воронеж;
Москва - Калуга - Брянск - Суземка;
Москва - Ярославль;
Ростов - Краснодар;
Ростов - Минеральные Воды;
Краснодар - Минеральные Воды;
Новосибирск - Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Новокузнецк;
Екатеринбург - Челябинск;
Самара - Саранск, Пенза, Саратов;
Саратов – Волгоград;
Саратов - Мичуринск.
По словам вице-президента, главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, отобрано 18 перспективных направлений, на которых до 2010 года ожидается рост пассажирских перевозок на уровне 10-13%. Для решения проблем пассажирских перевозок планируется выпустить не менее 50 поездов на скорость 160 км/ч. Кроме того, компания «Simens» выпустит для ОАО «РЖД» 8 поездов VelaroRUS на скорость 330 км/ч, который будет перевозить 604 пассажира.


от 03.08.2007 ( десять лет прошло, и результаты есть)

https://www.apn.ru/p…e17542.htm
  • +0.11 / 8
  • АУ
 
 
 
  volga7 ( Слушатель )
27 апр 2018 21:36:39

Вспоминая Высоцкого: "Где деньги, Зин?"
Какие тут собеседники прогрессивные, просто диву даешься...
Перечислю стоимость всех тех проектов по железной дороге, которые, что называется, на слуху:
1. Завершение строительства путей на Мурманском транспортном узле, где требуется еще 42 млрд рублей
2. Федеральные инвестиции в Северный широтный ход (включая мост через Обь между Лабытнанги и Салехардом) - 122 млрд рублей
3. Модернизация путей на острове Сахалин (включая полный переход с японской колеи 1067 мм на российский стандарт 1520 мм) - 26 млрд рублей
4. Совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Лену и конечный участок АЯМ Нижний Бестях-Якутск - минимум 80 млрд рублей
5. Проект железнодорожного сообщения с островом Сахалин со строительством моста (или тоннеля в пр.Невельского) - 650 млрд рублей
6. Вновь обозначенный прожект ж/д в Туву до Кызыла - 192 млрд рублей
Это только то, что сразу "под руку подвернулось".
Что строить будем сразу, а что подождёт? Я вот думаю, что из всех перечисленных проектов дорога в Туву - самая непривлекательная. 
  • -0.08 / 6
  • АУ