Спецслужбы
1,413,226 8,422
 

  Vediki977 ( Слушатель )
24 апр 2018 12:56:09

Шпионские игры Холодной войны. Часть-1: Как сфотографировать Т-64

новая дискуссия Статья  182

Сегодня мы поговорим о попытках американской разведки добыть данные о новейших вооружениях СССР, расположенных в ГСВГ. В частности, США очень беспокоил революционный Т-64. Среди прочих ведомств США, разведкой занималась американская военная миссия связи (USMLM), имеющая официальный доступ в ГДР (ровно, как и их визави). Обмен подобными «связистами» был обусловлен соглашением 1947 года. Теоретически, целью этих людей было налаживание контакта между командованием американских войск в Европе и ГСВГ. Но на деле же, за все 47 лет существования миссии, они максимально использовали свою свободу передвижения по двум Германиям, дабы усмотреть малейшие телодвижения противника. Именно на USMLM была возложена задача подобраться как можно ближе к «T-64 MBT».


Ford сотрудников военной миссии США связи в грязи немецких лесов

Кто такие?
На Ялтинской конференции главы США, Великобритании и СССР договорились о реорганизованных зонах оккупации, от каждой из которых полагалась «миссия связи». Советская, французская, британская и американская. На деле же, было два блока: советский, и все остальные. Последние базировались в германском Потсдаме, откуда производились разведывательные «гастроли». На вооружении законных разведчиков были седаны Ford, на которых были весьма улучшены внедорожные способности. А к 1980-м американские связисты уже не стесняясь пересели на Mercedes-Benz G-klasse, который расширил возможности шпионажа за увядающим соперником. Дело в том, что им приходилось часто использовать наименее людные проселочные дороги, а иногда – лишь направления, ведь доступ был не везде. Несмотря на доступ в ГДР, члены миссии не могли заезжать в постоянные и временно запретные территории. Эти зоны могли меняться в зависимости от территории, на которой могла проходить военная техника, или идти учения.


Озвученные цели "связистов" по обе стороны была весьма условными, ведь все понимали истинную цель своих оппонентов

Изначально, связисты использовали то, что под руку попадется, пользуясь Volkswagen Beetle. Но с 1964 в ФРГ были поставлены Ford Galaxie и Custom в версии Police Interceptor, которую отличал более мощный мотор, жесткая подвеска и каркас безопасности. Позже к ним добавили внедорожник Bronco. Лишь в 1980-е американцы пересели на немецкие Mercedes-Benz - G-Klasse и 280GE. «На местах» машины модернизировали для поездок по лесам Германии: пружины и амортизаторы ставили более выносливые, а топливные баки заменяли более объемными. Что примечательно, эти машины были окрашены в матовый оливковый свет – дабы не бликовать на позиции. Именно пассажиры этих машины были нацелены на новейшие советские танки.


Сотрудник USMLM на фоне своего Ford Bronco, которые появились на "вооружении" в 1976 году

Охота за Т-64А
Т-64 был революционным танком: рожденный в спешке, сотканный из компромиссов, он продемонстрировал миру то, что казалось в то время научной фантастикой: комбинированное бронирование, мощное орудие, двигатель – все это в компактном объеме с низким силуэтом. Западные эксперты по крохам собирали обрывочные данные о машине, спешно готовя адекватный ответ. Будучи передним краем оборонного прогресса СССР, она располагалась на самых опасных рубежах, которые были в заманчивой близости к сотрудникам USMLM – в Германии.


Т-64А еще до принятия на вооружение вызвал немалое возбуждение в стане зарубежных разведок


В 1976 году была активизирована программа SANDDUNE, целью которой был сбор всех возможных сведений о ГСВГ, используя весьма нетривиальные методы. Британцы и американцы из миссии связи буквально копались на свалках, и даже доставляли медицинские отходы - для их анализа. Первым значительным успехом была операция Тамариск, инициированная британской BRIXMIS в 1981 году. В северной части ГДР, у Нойштерлица, располагались казармы личного состава ГСВГ, возле которых произошла сомнительная история. По словам представителей иностранной разведки, британцам удалось добыть журнал «под носом у спящих часовых». После перевода выяснилось, что его содержимое дает полное представление о составе брони Т-64А, включая ослабленные зоны. В том же источнике была найдена первая подробная информация о «T-80B MBT».


Британский Chieftain на учениях в ФРГ. Благодаря сведениям "связистов", танк получил новый снаряд с отделяющимся поддоном

Как бы там ни было, но на основе полученных данных началась разработка новых снарядов для британского «Чифтена». Речь идет об оперенном бронебойном снаряде с отделяющимся поддоном (APFSDS), разработанным для британской пушки L23. Снаряд был поставлен на вооружение в 1983 году, и тестирование его проходило с учетом данных, полученных из Нойштерлица.


Один из снимков, которые были сделаны за сутки, проведенные наедине с Т-64А

Более того, полученные данные удалось наглядно подтвердить спустя три года. Во время очередного тура USMLM, сотрудникам миссии удалось проникнуть в танковый ангар, где находился Т-64Б. У разведчиков были почти сутки на то, что бы детально изучить машину, и сделать детальные снимки не только наружности, но и внутренних объемов танка. Считается, что убийство члена американской миссии в марте 1985 – это явная месть за сей дерзкий акт, ибо имена членов команды, проникшей в танк, была сдана другим разведчиком, осужденным в за шпионаж на СССР – Джеймсом Холлом.

Как сфотографировать секретный танк?
Первые снимки загадочной 64-ки были получены с воздуха – причем, англичане с американцами долгое время не могли поделить право первопроходца. Сперва танк был снят с борта двухместного тренировочного самолета «Chipmunk» членами миссии BRIXMIS, но те не заметили свою шпионскую удачу, и отправили пленку на штатный просмотр. Каково же было их удивление, когда американцы, пролетая над районом в тоже время, заметили на пленках новый танк. Первоначально новинку идентифицировали как «T-72MBT», ибо долгое время именно он считался FST (Future Soviet Tank – перспективный советский танк, который долго не могли классифицировать). Ясность внесли из Москвы, когда на параде в ноябре 1977 года были представлены Т-64А и Т-72. Так выяснилось, что новая цель, снимки которой были получены с самолета, - Т-64А.


Одни из первых снимков новейших Т-64Б, которые удалось получить с борта легкого самолета

С тех пор азарт двух миссий давал все более подробные данные о советской новинке. В сентябре 1976 года была получена первая наземная фотография Т-64А, который находился на ЖД платформе в Нойштрелице. А в марте следующего года в распоряжении американской миссии были уже цветные снимки общего ракурса. К 1978 году подтвердились данные о замене Т-62 на Т-64А в десятой Гвардейской танковой дивизии. Дальше – больше, и через месяц детальному фотографированию подверглись прицельные приспособления машины.


Общий план машины, снятый на "скрытую" камеру. Март 1977 года

До конца Холодной войны данные «миссий связи» были результатом самого близкого наблюдениями за маневрами ГСВГ. Несмотря на то, что техника уже в то время была значительно сложнее, чем танки прошлых поколений, о которых можно было судить с помощью линейки, полученные данные обладали большой ценностью. И тщательный анализ помогал западным разведкам держать руку на пульсе советских вооружений – развеивая, или подтверждая свои предположения.


Еще один кадр, который удалось сделать американцам

А во второй части материала мы расскажем, как сотруднику миссии связи сделать скребок броневой стали с новейшей советской машины. Не переключайтесь!


Парад 7 ноября 1977 года, который расставил все точки над "и" премьерой новых Т-64А и Т-72


Ссылка
  • +0.24 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!