25.04.2018Минюст во вторник опубликовал для общественного обсуждения законопроект, в котором
предлагается дополнить статью 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации новой частью, согласно которой назначение защитника в ряде случаев осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы, исключающей влияние «заинтересованных лиц» на распределение поручений между адвокатами.Речь идёт о ситуациях неявки приглашённого защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства, либо если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу явка защитника, приглашённого им, невозможна.В пояснении сказано, что в качестве основного принципа назначения адвокатов
для защиты подсудимого в уголовном судопроизводстве закреплён принцип независимости адвокатуры, означающий исключение какого-либо влияния органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами, которое должно осуществляться адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (или уполномоченными ею лицами) без права его делегирования органам дознания, органам предварительного следствия и/или суду.
Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве устанавливает следующие способы распределения поручений на защиту по назначению:
1) распределение поручений на основании графиков дежурств адвокатов, которые составляются назначенным адвокатской палатой лицом и/или самими адвокатами;
2) распределение поручений на защиту по назначению координаторами (кураторами);
3) распределение поручений на защиту по назначению сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Российской Федерации центра субсидированной юридической помощи (call-центр, диспетчерский центр и др.);
4) распределение поручений на защиту по назначению с использованием специализированных компьютерных программ;
5) смешанный тип распределения поручений.
При третьем и четвертом из перечисленных способов поручения распределяются с использованием автоматизированной информационной системы, что позволяет полностью исключить влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами и отвечает вышеназванному принципу независимости адвокатуры, в отличие от первых двух способов, при которых вероятность такого влияния сохраняется, полагают авторы законопроекта.
Согласно данным Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, к настоящему времени в семи регионах введены и успешно используются специализированные компьютерные программы для распределения поручений, в девяти – распределение осуществляется сотрудниками центров субсидированной юридической помощи.
С 1 июля 2018 года использование специализированной компьютерной программы будет внедрено в качестве единственного способа распределения поручений на защиту по назначению между адвокатами в Москве.
Для распространения положительной практики на всю территорию Российской Федерации и придания ей обязательности и предлагается разработанный законопроект.
Также документ предполагает изменение статьи 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ, согласно которым показания подозреваемого (обвиняемого), данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением предлагаемых требований, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.
Закон, в случае его принятия, вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Источник