Швы ФламанвилляДефекты сварных швов, выявленные на строящемся блоке №3 АЭС "Flamanville" (Франция) с реактором EPR, ставят под вопрос осуществимость текущего графика, в соответствии с которым к пуску блока должны приступить в этом году.
Проблемные швыПретензии, которые сейчас выдвигают регуляторы к блоку стоимостью 10,5 миллиардов евро, касаются системы контроля качества у заказчика (EDF) и его свежеприобретённого подразделения "Framatome".
Первые сообщения о проблемах со сварными швами
появились в феврале-марте 2018 года. Они касались 38 швов на ветке второго контура, ведущей от парогенератора к турбине. В общей сложности, проблема затронула четыре трубопровода.
В EDF случившееся комментировали предельно осторожно. Да, некоторые из швов не не отвечают требуемым спецификациям, однако на безопасность блока это не влияет, а график строительства не сдвинется.
Регулятор отреагировал более жёстко. По его мнению, речь шла об узлах, чей отказ не может быть смягчен третьим уровнем защиты в глубину, предназначенным для управления или смягчения последствий в случае инцидентов, которые не получилось предотвратить. Соответственно, требования к таким узлам предъявляются повышенные.
Историей со швами практически сразу заинтересовались во французском парламенте. Вызванный 15 марта на слушания в один из комитетов Доминик Минье, курирующий атомный парк EDF, подтвердил - качество швов должно быть таким, чтобы исключить возможность их разрыва в аварийных ситуациях.
Всеобъемлющее расследованиеМасштабные проверки и перепроверки, начавшиеся в марте, обернулись для EDF ещё более неприятными результатами. Обследовав
примерно 150 швов, компания была вынуждена признать - есть не только несоответствия спецификациям, но и проблемы с качеством.
Сообщение EDF было распространено 10 апреля, а уже на следующий день свои претензии высказали регуляторы: "Организация и условия работы во время проверок
(качества) негативно сказались на качестве проверок".
Регуляторы прямо назвали контроль со стороны EDF и "Framatome" за проверкой качества швов "несоответствующим". Атомщикам придётся разобраться с тем, почему дефекты не были выявлены в ходе штатных приёмочных процедур.
Одновременно регуляторы похвалили EDF за весеннее "всеобъемлющее" обследование швов, охарактеризовав его как "соответствующее". При этом, однако, регуляторы тут же настоятельно рекомендовали атомщикам расширить объёмы обследования и провести его "для других систем".
Выступая на слушаниях 12 апреля во французском сенате, глава регулирующего органа ASN Пьер-Франк Шеве подтвердил, что EDF "добилась прогресса" в деле выявления и устранения "отклонений" на своих блоках.
Но общее положение дел в отрасли регуляторам, очевидно, не нравится, потому что дальше Шеве заговорил о создании под флагом ASN программы осведомителей, которые будут сообшать надзорным органам о всех случаях мошенничества при изготовлении и приёмке оборудования.
Есть и ещё одна проблема - коммуникации с субподрядчиками. Так, EDF признала, что не довела в полном объёме требования к качеству швов до субподрядной организации, отвечавшей за них в 2012-2013 годах. Правда, и в этом случае пока не всё ясно - так, некоторые из швов с дефектами были сварены в 2016 году, то есть когда субподрядчик был уже осведомлён об их важности для безопасности.
Внешние последствияВ мае EDF представит регуляторам отчёт по результатам обследования швов и регуляторы должны будут вынести свой вердикт. Каким он будет и не случатся ли на "Flamanville-3" очередные сдвиг графика и пересмотр сметы? В EDF обрашают внимание на то, что по большому счёту это не так важно.
"Должно быть ясно, что EPR на АЭС "Flamanville" демонстрационный, и его стоимость 10 миллиардов евро непредставительна", - заявил 11 апреля на слушаниях в парламенте президент EDF Жан-Бернар Леви.
Так в прямой речи. По другим оценкам,
стоимость блока - 10,5 миллиардов евро."Очевидно, что ни китайцы, ни индийцы не купят
(новые) EPR, если мы не снизим цены", - признаёт Леви. По его словам, рассчитывать на удешевление станет возможным с появлением проекта EPR-2 - так теперь называется проект EPR NM.
Но если интерес Китая и Индии к новым заказам на EPR пока достаточно неконкретен, то британский проект "Hinkley Point C" уже вступил на стадию реализации. В Лондоне внимательно следят за новостями из Фламанвилля, но пока не предпринимают в связи с ними никаких действий - по крайней мере, в публичной плоскости.