04.05.2018Утверждена стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года, сообщается на сайте правительства в пятницу.
В стратегии, в частности, много внимания уделено таким направлениям, как телематика (интернет-технологии на транспорте), развитие беспилотных автомобилей, «повышение автономности» транспортных средств.В документе
отмечается, что в России особую значимость имеет развитие технологий автономного вождения «для решения проблем повышения мобильности лиц с ограниченными возможностями», а также для обеспечения связанности малозаселенных территорий, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики.Повышение автономности транспортных средств
требует обеспечить кибербезопасность, в частности, для «защиты от хакерских и террористических атак, связанных со взломом интеллектуальных транспортных систем и автономных автомобилей, в целях скоординированного нарушения дорожного движения и провоцирования массовых столкновений, а также регулирования прав собственности и управления данными при разработке систем автономного вождения для устранения рисков неправомерного использования данных».Необходима
разработка новой регуляторной среды, связывающая требования в отношении систем автономного вождения и правила дорожного движения. В настоящее время в российском правовом поле эта тема отсутствует.
Прогнозируется, что
в течение 2018 года понятие «система автономного вождения» будет введена в Конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. и, как следствие, в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.К 2019 году планируется утвердить перечень обязательных технологий дорожного строительства в связи с внедрением беспилотных автомобилей (через специальные стандарты и (или) технический регламент).Кроме того,
необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации в части определения понятий, касающихся автономного (беспилотного) транспортного средства, то есть транспортного средства с уровнем автономности «4» или «5» в соответствии с классификацией Society of Automotive Engineers, и оператора автономного (беспилотного) транспортного средства,
подготовить изменения или разработать акты технического регулирования в части стандартизации, эксплуатации беспилотных транспортных средств, определить ответственность указанного оператора, производителей автономных (беспилотных) транспортных средств и их потребителей, в частности, при дорожно-транспортных происшествиях.
Ключевыми направлениями государственной политики являются:- установление требований безопасности для автономных автомобилей в части производства и конструкции автомобиля, инфраструктуры, а также передачи и обработки данных и внесение изменений в соответствующие технические регламенты;
- внесение изменений, связанных с конфиденциальностью и раскрытием данных, в нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных»;
- формирование обязательного технического регламента, устанавливающего спецификации и стандарты кибербезопасности, которым соответствует программное и аппаратное обеспечение, используемое в интеллектуальных транспортных системах и автомобилях.
Развитие и внедрение
телекоммуникационных систем актуально в следующих направлениях:- страхование (получение полной и достоверной информации о поведении транспортного средства до и во время дорожно-транспортного происшествия в целях установления виновника происшествия, а также информации о стиле вождения водителя за истекший период страхования);
- пассажирские перевозки (контроль за движением транспорта в режиме реального времени, соблюдением маршрута и расписанием движения, соблюдением скоростного режима);
- грузовые перевозки (мониторинг работы автопарка в режиме реального времени при дооснащении датчиками нагрузки на ось позволит контролировать максимальную полную массу транспортного средства и сообщать о перегрузах);
- контроль перемещения и охрана грузов (передача информации о вскрытии тары и основных параметрах перевозки груза);
- жилищно-коммунальное хозяйство (мониторинг движения автомобилей и техники коммунального хозяйства, осуществляющей вывоз мусора, уборку улиц, ремонт дорог и др.);
- службы экстренного реагирования (в целях получения достоверной информации о происшествии).
Для развития телематических транспортных систем (информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности) в Российской Федерации
необходимо:- разработать концепцию создания, внедрения и функционирования экосистемы телематических транспортных систем в транспортном комплексе Российской Федерации;
- усовершенствовать нормативную правовую базу, технические регламенты и правила эксплуатации в части безопасной эксплуатации телематических транспортных систем;
- разработать концепцию развития отечественных технологий телематических транспортных систем.
Источник