Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
513,740 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
08 май 2018 08:40:37

Ко Дню Победы

новая дискуссия Дискуссия  241

СПАСЕНИЕ СУДОВ.
С июля 1941 по февраль 1943 года председателем исполкома райсовета был Калашников Александр Федорович. Он организовывал спасение карава­на судов, вмерзшего осенью 1941 года в лед напротив города: «Я был предсе­дателем чрезвычайной комиссии по спасению каравана судов от ледохода.  На судах и баржах находилось ценнейшее эвакуированное оборудование различ­ных оборонных заводов. Важность его спасения понимали все. Эвакуирован­ный караван самоходных и несамоходных судов, гружённых заводским оборудованием, военным имуществом и снаряжением из гг. Москвы и Горького об­щим числом более 60 единиц зазимовал в 1941 г. непосредственно у г. Козьмодемьянска у пристани «Сенная», в затонах Батыгинском и Ватага. В составе флота у г. Козьмодемьянска, кроме груженых самоходных судов, были три буксирных парохода, паровой кран, пассажирский пароход «Белинский», большой горьковский дебаркадер. В плесе на «Сенной» - две железные бар­жи с бензином. В затоне Ватага - пассажирский пароход «Дзержинский». Всем этим зимующим судам нужно было обеспечить светомаскировку, т.к. вражеская авиация делала налеты на города Горький, Чебоксары, ст. Дубовая, р.п. Юрино, р-н Кабеля. К счастью, при бомбежке в нашем городе и Горномарийском районе  ни один объект и никто из людей не пострадали.


В течение зимы весь флот нужно было обеспечить ремонтом и сохранить в период весеннего ледохода».

В бурный весенний ледоход 1942 года козьмодемьянские речники предприняли все меры для спасения судов, зимовавших у берегов города. За самоотверженную работу по их спасению нарком речного флота СССР наградил знаком «Отличник соревнования Наркомречфлота СССР» капитана парохода «Производственник» А.А.Долотова, начальника инспекции судоходства  Козьмодемьянского участка И.Г.Антипова, диспетчера пристани «Козьмодемьянск» А.А.Гольцова и других работников.

Этой же весной в Васильсурске была срезана с причала льдом наливная железная баржа «Кременчуг» грузоподъемностью 570 тонн. Ее снесло вниз по течению, где она и затонула на глубине 6 метров. Поднять ее с речного дна взялись капитан Н.И.Чаадаев и инспектор судоходства Козьмодемьянского участка М.И.Забелин вместе с группой опытных речников. Для этого им понадобилось всего четыре дня.

Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Речники перевозили по Волге это и продукты, и одежду, и технику, и  боеприпасы и другие грузы для фронта. Сами ремонтировали суда.

17 июня 1943г. директору электростанции В.П.Чурахину пришло благодарственное письмо от начальника речного транспорта Верхневолжского речного пароходства. В нем сказано: «В зимний период 1942-43гг. зимующие суда в Козьмодемьянском отстойном пункте были своевременно и качественно отремонтированы и вступили в эксплуатацию по намеченному графику. Нельзя не отметить той большой помощи, которая была оказана Вами в проведении зимнего судоремонта при выполнении заказов по токарным работам механической мастерской электростанции. Передаем Вам товарищескую благодарность за оказанную помощь».

Действительно, в  тот период, как и в предыдущий год возле пристани Козьмодемьянска зимовал караван судов, застигнутый ранней суровой зимой. У парохода «Белинский» была пробоина в днище. Изнутри ее кое-как залатали, но, чтобы сделать капитальный ремонт, нужно было  пробраться к пробоине снаружи. А где взять водолаза? Его не было. Начали откалывать лед по борту парохода, не на всю толщину, а так, чтобы до воды осталось несколько сантиметров. Сильный мороз проникал сквозь этот тонкий слой и замораживал прилегающую к нему воду. Так месяца через полтора у борта корабля появилась своеобразная ледяная дыра, уходящая под днище, которую назвали «выморозкой». В нее и полез В.П.Чурахин, прихватив с собой заранее приготовленную металлическую заплату. Его привязали за ноги веревкой на случай, если тонкие стенки «выморозки» не выдержат, и он окажется в воде подо льдом. Василий Петрович  осветил фонариком днище корабля и начал сверлить в нем дырки. Просверлит одну, протолкнет в нее болт-заклепку, подхватит ее изнутри механик корабля – и молотком…Так без водолаза и отремонтировали судно, которое могло затонуть.

(Фото Московского фотокорреспондента Е.Сувальского, взято с сайта Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса)
источник https://www.ok.ru/retrokuzma/topic/68045217573669
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.16 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!