Мировая Закулиса или Театр Теней
7,751,557 11,013
 

  Zkvxz ( Слушатель )
18 май 2018 14:31:10

Кресты

новая дискуссия Дискуссия  279

Эту неделю командировался в Москве и проживал в доме ул. Сретенка 1 (т.к. Измайлово, где обычно останавливаюсь, было забито от Альфы до Дельты полностью). Гостиница, которая аккурат меж двух храмов, оказалась по душе. 
Так вот, уважаемые Камрады, помогите разобраться почему у этих храмов кресты разные (в чём отличие церквей). И, самое главное, почему они ориентированы по-разному.
Прилагаю снимок, сделанный позавчера вечером.

Отредактировано: Zkvxz - 18 май 2018 14:31:38
  • +0.32 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Senya ( Практикант )
18 май 2018 15:08:22

Пока спецы подтянутся, коротко.
Оба креста (восьмиконечный и с полумесяцем) равноправны. С полумесяцем считается древнее, восьмиконечный - каноничнее (табличка, перекладина, опора для ног). Время от времени принимались постановления о фиксации одной из форм, но старые кресты никто не менял, а через пару веков концепция снова менялась. На сегодня восьмиконечный крест условно считают старообрядческим, но не знаю, насколько строго это соблюдается.
По правилам крест ориентирован перпендикулярно оси храма (алтарь на востоке, вход на западе). Но по местным соображениям (например расположение в тупике улицы) ориентация соблюдается не всегда, возможно вместе с основным строением разворачивают и крест. Хотя иногда просто недосмотр строителей.
  • +0.60 / 22
  • АУ
 
  Dobryаk ( Слушатель )
18 май 2018 15:16:42

Никакой не спец и даже не дилетант: но посмотрите на эту икону

Нет ли ли здесь намека на полумесяц? Это т.н. Ярославская Оранта, 12-13 век.

Также читаем

Троицкий Н.И. Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении

http://www.rusarch.ru/troitsky1.htm
  • +0.36 / 12
  • АУ
 
 
  Sliventiy ( Слушатель )
20 май 2018 13:21:17

"Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

“И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна” (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа." Источник
  • +0.51 / 17
  • АУ